Наталья Полухина
Коррекция внимания как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вопрос, волнующий специалистов, работающих с детьми с ЗПР – возможно ли вообще совмещать такие понятия как познавательная активность и дети с ЗПР? Ведь низкая познавательная активность является одним из основных компонентов в структуре дефекта у детей.
Такие показатели выраженности познавательной активности как вовлеченность в деятельность (что требует сосредоточенности на задании, эмоциональные проявления, целенаправленность деятельности (т. е способность не отвлекаться на посторонние раздражители, инициативность не характерны для детей с ЗПР.
Публикация «Коррекция внимания как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рабoты М. И. Лисинoй, А. М. Матюшкина, Т. Д. Сарториус убедительно доказывают, чтo познавательная активность является формируемым качеством личности.
В специальной педагогике одним из таких эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их волевую и эмоциональную сферу, является дидактическая игра.
На пути формирования познавательной активности у дошкольников с ЗПР мы систематически используем такие игровые технологии, которые позволяют скорректировать ВПФ.
У дошкольников с ЗПР отмечаются следующие особенности внимания:
неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза; ·
снижение объема внимания, т. е. ребенок, удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом; ·
сниженное распределение внимания, т. е. ребенок, не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле при их усвоении; ·
«прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию; ·
повышенная отвлекаемость
Для развития устойчивости внимания используем такие игры и упражнения как «Корректурная проба», «Будь внимателен к словам», «Нелепицы», «Разведчики», «Запутанные дорожки», «Ладошки»
«Будь внимателен к словам»Цель: развитие устойчивости внимания
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Педагог читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
«Разведчики»Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)
Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку и задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.
Упражнение «Ладошки»Процедура игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Для коррекции концентрации внимания используем «Найди отличия», «Ищи бозостановочно», «Лабиринты», «Узор», «Найди предметы в рисунке», «Два одинаковых предмета»
«Ищи безостановочно».В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.
Для расширения объема внимания - «Что – то тут не так», «Самый внимательный», «Повторяй за мной»
«Тут что-то не так»Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».
Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.
Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.
«Самый внимательный» Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.
«Повторяй за мной!»Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
Для развития распределения внимания - «Считай и делай», «Каждой руке свое дело»
«Каждой руке - своё дело» Инструкция: левой рукой медленно перелистывай книгу с иллюстрациями (запоминая их, а правой черти геометрические фигуры (или реши несложные примеры). Упражнение выполняется в течение 1-2 минут.
Для развития переключения внимания - «Хлоп – топ», «Зеваки»
«Зеваки»Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.
Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника, она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Поэтому важно уделять особое внимание дидактическим играм на развитие внимания.