Мироненко Ольга
Психическое развитие и деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Еще до развития ребенка его судьба зависит от общества, прежде всего от отношения общества к матерям. Еще в утробе матери он получает первые "импульсы" психического развития.
Диалектика психического развития ребенка после рождения такова, что противоречие между биологическими потребностями и отсутствием биологически предопределенных способов их удовлетворения разрешается в процессе общения со взрослым, который не только удовлетворяет эти потребности ребенка, но и формирует в нем все собственно человеческое, социальное.
Публикация «Психическое развитие и деятельность детей» размещена в разделах
Психическое развитие ребенка происходит в деятельности. Среди многообразия видов деятельности, которые осваиваются ребенком уже в раннем и дошкольном возрасте, основными, являются общение, предметная деятельность и игра. Каждая из них в определенный временной отрезок жизни ребенка становитися ведущей. Так, в период младенчества ведущей по отношению к психическому развитию деятельностью является общение, в раннем возрасте - предметная, при переходе к дошкольному - ведущей деятельностью становится игра. Поэтапное возрастное развитие деятельности определяет основные особенности развития психики ребенка, составляющие основу его сознания и личности. Ребенок проходит путь от непосредственно эмоционального, ситуативно - личностного общения со взрослыми (младенческий возраст) к ситуативно - деловому, а затем - внеситуативному познавательному и личностному общению.
Общение со взрослым - основа психического развития ребенка, оно опосредствует все виды детской деятельности. В процессе содержательного общения со взрослым у младенца впервые возникает предметная деятельность. Ребенок практически осваивает свойства предметов, переходя к концу первого года жизни к результативным действиям с ними. На втором году он овладевает предметами как средствами своей деятельности, начинает понимать назначение многоих из них. Общение в этот период "обслуживает" предметную деятельность, расширяя ее границы.
На основе определенного опыта общения и предметной деятельности в раннем возрасте возникает игра, в которой дети реализуют свой опыт в условной, знаковой форме, что, в свою очередь, обогощает их общение, расширяет знания об окружающем мире взрослых. Развивающая сюжетно - отобразительная (предметная по содержанию) игра ребенка раннего возраста и сюжетно - ролевая игра дошкольника, содержанием которой становится ролевое общение детей, полное личностного смысла. На протяжении дошкольного детства общение насыщается не только содержанием, но и глубоко личностным означением, что позволяет ему стать для детей средством дальнейшего обогащения опыта предметной и игровой деятельности. Предметная деятельность находит все новые формы в рисовании, музицировании, конструировании. Игра побуждает ребенка к поиску новых знаний о мире людей и природы, источником которых является взрослый. Эта новая потребность - находить свое удовольствие в содержательном инициативном общении с ним.
Дошкольное детство таит в себе еще далеко не исчерпанные возможности психического развития ребенка в его деятельности. Только обогащение специфических детских деятельностей в период раннего и дошкольного детства может привести к полноценному всестороннему развитию ребенка.