Светлана Павленко
Пространственное ориентирование у детей дошкольного возраста с ФРЗ с амблиопией и косоглазием
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственное ориентирование у детей
дошкольного возраста с ФРЗ (амблиопия и косоглазие).
У детей с функциональными расстройствами зрения часто наблюдается отставание в развитии психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, эмоционально –волевых). В результате дошкольники испытывают трудности в усвоении знаний, умений и навыков пространственного ориентирования.
Публикация «Пространственное ориентирование у детей дошкольного возраста с ФРЗ с амблиопией и косоглазием» размещена в разделах
Пространственное ориентирование - это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Общей материальной основой пространственного ориентирования является деятельность вышеназванных анализаторов. Образование условных рефлексов. Посредством этой работы развиваются и совершенствуются все анализаторы, обеспечивающие восприятие пространства.
Параметры восприятия пространства :
величина предметов и их изображений (схем);
форма;
протяженность;
расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга;
объёмность.
Основой данных видов восприятия являются параметры объективно существующих предметов, изображения которых передаются на сетчатку глаза в сочетании с мышечно-двигательными и осязательными ощущениями прошлого опыта.
Дети с такими нарушениями затрудняются в ориентировании во всех направлениях пространства : верха, низа, правых и левых сторон и углов и др. Им сложно узнавать контурные изображения предметов, трудном работать с наложенными, зашумлёнными изображениями, дорисовывать определённые части рисунка. При срисовывании сложных предметов, упрощают рисунки (уменьшают количество элементов, неверно располагают линии и части рисунка по отношению друг к другу…. Дети недостаточно чётко ориентируются в схеме собственного тела. Наблюдаются недостаточно чёткие представления о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив. Часто развивается неустойчивость зрительного восприятия, сужение поля зрения, потеря строки, исходной или промежуточной точки выполнения задания.
Всё это, в будущем, влияет на формирование письма.
Причины нарушения пространственного ориентирования :
отставание в развитии процессов зрительного восприятия;
замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации;
замедленность опознания и обследования окр, воспринимаемого, как единое целое;
нарушение взаимодействия зрительного, двигательного и тактильного анализаторов;
ухудшение условий восприятия объекта;
снижение памяти;
низкая познавательная активность;
несформированность мыслительных операций;
уменьшение продолжительности периода хорошей работоспособности, когда дети способны усвоить материал и выполнить задание.