Виктория Андреева
Проект «Спортивное ориентирование в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Спортивное ориентирование в ДОУ»
Андреева Виктория Васильевна, инструктор физической культуры МБДОУ Д/с №20 «Надежда».
Участники проекта : дети старшей группы «Ласточки», родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Сроки реализации проекта : 2 года с 2018 – 2020 г.
Актуальность.
Публикация «Проект „Спортивное ориентирование в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
На сегодняшний день основной целью физического воспитания в ДОУ является обеспечение всестороннего физического развития ребенка. В наших северных условиях, когда зима длится 9 месяцев,дети испытывают «двигательный дефицит», количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Большую часть времени проводят в маленьких помещениях, что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает у детей физическое и психическое утомление, влечет за собой нарушение осанки, координации движений, плоскостопие, задержку возрастного развития, снижение эмоционального тона и настроения. Все это в свою очередь отрицательно влияет на характер умственной работоспособности.
Следовательно, нашим детям севера нужна активная физическая деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает двигательная активность. В связи с этим актуален поиск новых подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры.
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к условию психофизического состояния дошкольников, к их переходу из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать физическую готовность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, навыки ориентирования и безопасного поведения в социуме.
Новизна.
Одним из средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется переработка специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения. Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений, умений определяться на местности (в своем районе города). Развитие пространственных представлений у детей является важной частью умственного развития, кроме того, многие виды школьной деятельности требуют владения навыками ориентировки на плоскости (тетрадь, учебник, парта и пр.).
Ориентирование - как индивидуальный, так и коллективный вид спорта. Оно способствует удовлетворению потребностей в разнообразной двигательной активности, в желании достичь успеха, уверенности в себе, чувства безопасности, самоуважению, взаимовыручки.
Мы создали авторский проект, в котором обучение спортивному ориентированию детей дошкольного возрасти идет в игровой форме, так как игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Данная методическая разработка предназначена для детей старшей и подготовительной групп.
Цель: Сформировать у детей интерес к спортивному ориентированию через игровые технологии «Геокэшинг» и «Квест».
Задачи:
Оздоровительные:
1. Формировать представления о здоровом образе жизни.
2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
3. Удовлетворять потребность детей в движении.
Образовательные:
1. Дать представления об ориентировании как виде спорта.
2. Обучать умению находить ориентиры при помощи рисунка (карты, определяться на местности.
3. Совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки.
4. Соблюдать правила подвижных игр.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес у детей к физкультурным занятиям через спортивное ориентирование («Геокэшинг» и «Квест»).
2. Поощрять творчество и игровую деятельность.
3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.
4. Содействовать развитию положительных эмоций, коммуникативных умений, взаимопонимания и сопереживания.
При реализации поставленных цели и задач соблюдаем следующие принципы:
- Безопасности
- Доступности
- Целостности
- Интеграции
- Соответствия возрастным и индивидуальным особенностям
Методы работы:
- Анализ и обобщение научно-методической литературы;
- Диагностика физических качеств детей;
- Подбор подвижных игр, упражнений для развития пространственной ориентировки;
- Подбор и оформление демонстрационного материала;
Описание проекта. Внедрение элементов спортивного ориентирования через игровые технологии (в основе игра «Геокэшинг» и «Квест»).
Квест (приключенческая игра) – это способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей, решение головоломок и задач, где от игрока требуются умственные усилия, быстрая реакция. Различают текстовые, графические, визуальные квесты.
Геокэшинг (geo-земля, cache-тайник) – игра, состоящая в нахождении тайников на конкретной местности, по определенным координатам. При этом используют подсказки, проявляют наблюдательность и смекалку. Игра международная, имеет свой сайт Geocaching.com, в России –Geocaching.ru.
Ориентирование представляет вид спорта, в котором идет совмещение физической и психологической нагрузки. Психическая нагрузка, которая в ориентировании связана с вниманием и мышлением при выполнении технических действий, оказывает воздействие на главную деятельность – ориентировочный бег. Необходимо учить детей от старта до финиша сосредоточиться на конкретных задачах этапов, решать коллективно, используя символы рисунка (карты) места и правила игры.
Игра может проходить как в помещении, так и на участке детского сада, состоит из следующих этапов (приложение 1). Каждый этап начинается с создания положительного настроя, игровой мотивации.
Подготовительный этап – сентябрь-октябрь.
1. Диагностика физических и психических качеств детей (приложение 2).
2. Проведение эстафет и подвижных игр с элементами поиска. Например, в помещении: бег с указанием направления – добежать до стула и повернуть направо; бег с препятствиями – обогнуть кеглю, а не мяч; бег с поиском–найти и принести два кубика; также можно искать по цвету, по размеру и пр. На участке: бег до определенного ориентира (до красного домика, потом до зеленого и обратно); найди березу, найди спрятанный мяч и пр.
3. Работа по нарисованной карте группы: отмечают место нахождения предметов мебели, затем меняют их расположение и предлагают вернуть на место; расставить мебель по словесной ориентировке относительно окна, двери;
4. Работа по цветной карте участка, микрорайона. Знакомство с символами, условными обозначениями.
5. Создание рисунка (карты). Придумывание своих, общих условных знаков.
Практический этап – ноябрь-апрель
1. Проведение ОФП, игр на внимание
2. Создание с родителями рисунков (карт) «Моя комната»
3. Оформление выставки «Карта моей комнаты»
4. Создание рисунка (карты) помещений, где проводится игра.
5. Составление и защита мини-проектов «Карта пути от дома до детского сада»
6. Проведение игры-ориентирования раз в месяц, в одной группе.
Заключительный этап – май
1. Оформление фотовыставки.
2. Спортивный праздник с родителями.
3. Диагностика физических и психических качеств детей.
4. Подведение результатов за год, динамика развития детей.
Обобщающий этап – сентябрь-декабрь
1. Проведение игры-ориентирования между группами.
2. Проведение игры-ориентирования с родителями.
3. Проведение игры-ориентирования среди ДОУ Сайсарского округа.
4. Выступление на НПК, публикация статьи.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика физических и психических качеств.
2. Развитие навыков общения в коллективе, творческой активности.
3. Формирование организованности, инициативности, самостоятельности.
4. Развитие пространственного мышления, готовности к школе.
Список использованной литература:
1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду. - М. ,2004 г.
2. Воронов Ю. С. Методика обучение юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998 г.
3. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Турслята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 г.
4. Огородников Б. И. Туризм и спортивное ориентирование. М:«Физкультура и спорт» 1983 г.
5. Программно – нормативные документы по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений /М-во образования Респ. Саха (Якутия, Упр. физ. воспитания и спорта; сост. : В. П. Васильева, О. А. Уржумцева, А. В. Анахина, А. Н. Матвеева, Л. И. Павлова. Под ред. С. И. Захарова.