МААМ-картинки

Произвольная регуляция поведения и деятельности в дошкольном возрасте

наталья кихтенко
Произвольная регуляция поведения и деятельности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы состояния, свойства, выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования) [1]. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок в раннем возрасте, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. По мнению Э. Эриксона человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Первый кризис ребенок переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности [2]. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями. Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине. Личностное развитие, принятие норм социума происходит в результате развития регуляторных возможностей его психики, совершенствования отражательного процесса. Иными словами, первоначально ребенок формируется как система саморегулирования. Свой жизненный путь он начинает с овладения навыками психической саморегуляции в сфере сенсорно-перцептивных и двигательных процессов. Его неспособность к самоуправлению на этом этапе восполняется управлением из внешней среды, в основном со стороны родителей. Одна из главных задач воспитания заключается, по мнению Г. Спенсера, в том, чтобы научить ребенка управлять собой, а не быть управляемым другими. В конечном счете, надо добиться того, чтобы родительское управление уступило место самоуправлению, основанному на предвидении результатов [1]. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции [3]. У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю. В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами и воспитателями общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции. Способности произвольной психорегуляции. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер. Двигательная сфера: Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями: произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“силаслабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм); менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости. Эмоциональная сфера: Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социальнокультурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями: произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т. п.); одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие; произвольно и подражательно “ воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу. Сфера общения: Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений: управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние); отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения). У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности. Сфера поведения : Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции : определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; предвидеть конечный результат своих действий и поступков; брать на себя ответственность. Взрослому человеку присущи многообразные и сложные сочетания процессов самоуправления и саморегулирования. Они лежат в основе становления личности, формирования субъекта деятельности и поведения. Их чередование подчас трудно уловить, они находятся в постоянной динамике, и не всегда просто осуществить их разъединение в познавательных целях [3].

Публикация «Произвольная регуляция поведения и деятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Литература

1. Панкратов В. Н. Саморегуляция психического здоровья. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.-352 с.

2. Столяренко Основы психологии Л. Д. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. -672 с.

3. Боркина Н. П. Основы развития саморегуляции ребенка. URL : https://festival.1september.ru

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» «Истоки способностей и дарования детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, питают источники.

Роль игры в дошкольном возрастеРоль игры в дошкольном возрасте Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте Доклад ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна Дзержинск 2019 ВВЕДЕНИЕ 1. ЗНАЧЕНИЕ.

Формирование математических представлений в различных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте Формирование математических представлений для детей имеет наиболее важное значения в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия. Для.

Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрастеФормирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация для педагогов «Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте» (Основные показатели и задачи социального развития в младшем дошкольном возрасте). Социальное развитие – это процесс, во время которого.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте» Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется,.

Перспективное планирование по развитию речи посредством театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте Планирование по развитию речи посредством театрализованной деятельности в младшей группе" Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна МБДОУ».

Консультация «Режим дня в дошкольном возрасте» Очень важно приучать ребенка жить в режиме с самого маленького возраста. Правильный режим дня способствует нормальному физическому развитию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Произвольная регуляция поведения и деятельности в дошкольном возрасте
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 14:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Произвольная регуляция поведения и деятельности в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем наталья кихтенко (УИ 708847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД