Ирина Краутер
Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте
«Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте»
Театр-это волшебный мир,
в котором ребенок радуется,
а играя познает окружающее…
О. П. Радынова
Актуальность: проблема образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства актуальна не только как самостоятельный раздел художественно-эстетического воспитания детей, но и как мощное средство социализации детей.
Публикация «Организация уголка ряжения и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные уголки и центры в группе
- Уголки и центры в группах
- Уголки ряженья
- Темочки
В наше время - время стрессов - все обрастает массой проблем. Именно поэтому необходимо через театр помочь ребёнку легче воспринимать окружающий мир и действительность, и, конечно, прививать любовь к театру, к русскому слову… Важно постоянно стимулировать ребёнка проявлять сочувствие к окружающим его людям, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет эф-фективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целена-правленный процесс, в ходе которого педагогические задачи направлены на достижение конечной цели.
Цель работы педагогов ДОУ через театрализованную деятельность :
• формирование опыта социальных навыков поведения детей дошкольного возраста;
• воспитание социально активного дошкольника;
• художественное образование и воспитание детей;
• формирование эстетического вкуса;
• развитие коммуникативных качеств личности;
воспитание воли, воображения, фантазии, развитие речи.
Формы организации театрализованной деятельности.
• Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организа-ции различных видов детской деятельности.
• Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
• Самостоятельная деятельность детей.
Принципы построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:
• обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельно-стью детей;
• представление права и свободы выбора;
• создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
• возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.
При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей
театральную деятельность детей, следует учитывать:
• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
• особенности эмоционально-личностного развития;
• интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес, творческие способно-сти;
• возрастные и полоролевые особенности.
Основные требования к организации театрализованных игр :
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Оснащение театральной зоны для групп раннего возраста :
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хоровод-ных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
Для игр воспитателя с детьми и сюрприз-ных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка, тростевые куклы, куклы — образы людей, животных, театр бибабо.
Для показа детям инсценировок по сказкам («Тере-мок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят») : театр картинок, настольный театр и театр плоскостных игрушек.
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для младшей группы :
Коврограф (фланелеграф).
Различные виды театра : театр картинок («Три медве-дя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси», театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба», теневой театр («Лиса и заяц», театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
Маленькая ширма для настольного театра.
Атрибуты для ряженья : элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хоровод-ных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски сказочных персонажей.
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для средней группы :
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хоровод-ных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски театральных персонажей.
Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
Стойка-вешалка для костюмов.
Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных ви-дах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе групп:
Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
Стойка-вешалка для костюмов.
Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
Разные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений.
Технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
Занятия по театрализованной деятельности не должны сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций.
Они могут включать разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, танцы, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д., просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» теат-рально-творческой деятельности в жизни ребенка или «не быть».
Дарите детям радость приобщения к театральному искусству!