елена логинова
Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
В нашем быстротекущем 21 веке все меньше места остается для сохранения народных традиций, обычаев и принятых общественных устоев. Которые издавна прививались передавались из поколения в поколение. С раннего детства малыш от мамы или бабушки, благодаря сказке, узнавал о добре и зле, о русских традициях и героях.
Публикация «Формирование социально-ценных личностных качеств средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В последние десятилетия все это было утеряно. Сейчас общественные ценности направлены на повышение материальных благ. Родители постоянно заняты работой и все меньше места в жизни людей занимают личностные ценности.
Как много предстоит узнать и научиться делать ребенку, переступив порог детского сада.
Дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.
Умелая организация театрализованной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, что является так же актуальным в свете ФГОС ДО, и находит свое отражение в работе педагогов дошкольного образования.
В ней ребенок получает информацию об окружающем мире, законах в обществе, об отношениях между людьми, учится жить в этом мире, учится строить свои отношения, а все это требует большой творческой активности личности : это и внимание, и воображение, логика, память, хорошо развитая речь, мимика, умение держать себя в обществе.
Театральная деятельность помогает самовыражению.
Читая, а потом проигрывая сказку, ребенок учится тому, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, коварство, черное деяние. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам.
Знакомство детей с культурой и историей своего народа лучше начинать через знакомство с народными сказками, потешками, колыбельными.
Именно поэтому в своей группе мы поставили цель:
Развитие у детей социально- значимых качеств личности, посредством театрализованной деятельности.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Знакомить детей с культурой и историей своего народа через театрализованную деятельность;
2. Формировать у детей духовно- нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек.
3. Вовлечь родителей в совместную деятельность с ДОУ по воспитанию социально- значимых качеств личности детей.
Мы начинали свою работу с детьми второй младшей группы. Т. к. в этом возрасте у детей наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно не просто рассказать, а показать сказку. Для этого в группе мы используем театрализованную деятельность с воспитанниками на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности в режимных моментах : игры-имитации, игры с театральными куклами, режиссёрские игры, игровые упражнения на развитие основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации. В работе с детьми широко используются дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, упражнения на развитие мимики, жестов и движений. Знакомим детей с разными видами театра : пальчиковый, варежка- театр, бибабо, настольный, плоскостной, магнитный. Готовим атрибуты для уголка ряжания, используем лепбуки, макеты по мотивам сказок. Часто в гостях у детского сада бывают разнообразные театральные группы города.
Праздники в ДОУ стараемся проводить в народном стиле (Рождественские чтения, Масленица, Пасхальные традиции, На Ивана на Купалу, Осенний капустник).
В «Уголке книги» составили картотеку сказок на воспитание различных социально- значимых качеств личности :
Сказки «Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает об опасности ходить одному в лес, не отчаиваться, стараться найти выход из сложной ситуации.
Сказки «Гуси-лебеди», «Снегурочка» учат слушаться родителей.
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»
Хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко».
Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка».
Забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зернышко», «Мальчик с пальчик»
Так же составили картотеку театрализованных игр. Подобрали музыкальный репертуар.
Работа над сказкой проходит в несколько этапов:
Нахождение главной цели, идеи сказки – О чём сказка? Чему она учит? При каких обстоятельствах она может нам сослужить службу?
Обсуждение действий героя в тех или иных ситуациях. Зачем он это делает и для чего? Как поступки героя влияют на других участников сказки?
Разбор способов преодоления препятствий и испытаний, которые даёт повествование. Как герой решает эти проблемы? Одерживать победу сам или пытается отдать ответственность другому? Когда в нашей жизни нам, может, пригодиться опыт героя?
Как герой относится к миру вокруг него и себе самому? Как влияют действия героя на окружающих, что они испытываю: горе, радость, любовь?
Осмысление чувств, которые пробуждает сказка. Почему герой реагирует именно так на те или иные события, происходящие в ней? Какие моменты вызвали радостные или грустные чувства?
Используя наш опыт и наработки можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей и конечно же социально- значимые качества личности дошкольников.