Эльмира Бикбова
Формирование математических представлений в различных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических представлений для детей имеет наиболее важное значения в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия. Для более эффективности изучения должны начинаться, безусловно, в детском саду. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если ребенок не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти.
Публикация «Формирование математических представлений в различных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Математическое развитие детей необходимо осуществлять и в образовательной деятельности, и в различных видах детской деятельности. Они помогают добиваться успехов в освоении учебного материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). (1)
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны ребенку. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. Можно попросить ребенка отличать и сравнивать предметы : попросите его принести большой клубок или тот поднос, который шире. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги, которые также способствуют формированию элементарных навыков счета.
Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Если у ребенка возникают трудности при счете, то необходимо считать вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Постоянно считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д., время от времени спрашивайте у ребенка: "Сколько чашек стоит на столе?", "Сколько лежит журналов?", "Сколько детей гуляет на площадке?" и т. п.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что образовательная деятельность проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Очень важно ребенку различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком комнату, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.
Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько больше, меньше, поровну. Во время прогулки или в группе просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравнивать вместе с ребенком игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.
С помощью сказок ребенок легче устанавливает временные отношения, учится порядковому и количественному счету, определяет пространственное расположение предметов. сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, спереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т. д.). Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное логически мыслить.
Задачи со сказочным сюжетом помогают ребенку увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Мальвина угощала Пьеро и Буратино конфетами. Пьеро съел 2 конфеты, а Буратино – 1. Сколько всего конфет съели Пьеро и Буратино?».
Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора. (2) Необходимо познакомить ребенка с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки. Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите ребенка сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек полезно также составлять цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть ребенок к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.
Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого рекомендуется провести с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п. Покажите середину клетки и середины сторон клетки. Покажите ребенку, как рисовать простейшие узоры с помощью клеток. Для этого напишите отдельные элементы, соединяя, например, верхний правый и нижний левый углы клетки; правый и левый верхние углы; две точки, расположенные посередине соседних клеток. Нарисуйте простые "бордюрчики" в тетради в клетку.
Здесь важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься. Поэтому не заставляйте его, пусть он рисует не более двух узоров за одну игру. Подобные упражнения не только знакомят ребенка с основами письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень помогать ребенку при обучении написанию чисел
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление у ребенка. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо ребенку решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения задач-шуток у ребенка расширялось представление о величинах предметов и взаимосвязях, существующих между этими величинами.
Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у ребенка наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.
Логические игры воспитывают у ребенка познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Ребенок начинает понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Очень полезны также игры классифицировать, предметы по каким-то определенным признакам. Существует множество вариантов. Например, дается несколько геометрических фигур в определенной последовательности и в соответствии с определенной закономерностью. Ребенку необходимо выявить эту закономерность и добавить (нарисовать) недостающую фигуру или, наоборот, убрать лишнюю. Существует множество примеров подобных игр. Например, вы можете вместе с ребенком сконструировать следующую игру. Сделайте квадрат, разделите его на девять областей (три ряда по три квадратика) и изготовьте различные цветные геометрически фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Из имеющихся фигур вы можете выстраивать различные закономерности и придумывать задания, в которых ребенку придется выявить эту закономерность и выполнить определенные действия с фигурами. (3)
Таким образом, в игровой форме вы привьете ребенку знания из области математики, сформируете его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия считать, читать и писать,
Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование развитие математических способностей направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет ребенку более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Список литературы
1. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 320с.
2. Стасова Л. П. Развивающие математические игры- занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
3. Метлина Л. С. Математика в детском саду : пособие для воспитателей детского сада. - М., 2004.