светлана матюшова
Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Актуальность. Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребёнку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Дети 5-7 летнего возраста испытывают потребности в общении со сверстниками. Они с интересом наблюдать друг за другом, и при этом остаются совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться.
Публикация «Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение, обучить согласованности, готовности выручить сверстника, считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Цель:. развивать навыки общения у детей 5-7 лет со сверстниками.
Задачи программы :
- закреплять знания и умения культуры общения с окружающими в повседневной жизни ;
- снятие эмоционального напряжения;
- создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности в группе;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет, посещающих детский сад.
Форма и методы работы: Подгрупповая 6-9 человек. Развивающие игры, ролевые игры, этюды, релаксационные упражнения, арт-терапевтические упражнения.
Продолжительность: 10 занятий, по 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Предполагаемый результат: После преодоления трудностей эмоциональное состояние и поведение ребенка нормализуется. Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Развивается самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка (активизация эмоционального и физического состояния детей).
3. Основное содержание занятия (совокупность упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы).
4. Ритуал прощания.
Структура тренинга :
1. Предварительная подготовка (диагностика, постановка цели и задач, подбор помещения и оборудования.
Знакомство и создание доброжелательной атмосферы.
2. Проведение групповых занятий.
3. Завершение работы (рефлексия, оценка результатов, итоговая диагностика).
2. Тематический план
№ НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
1 Дружная семейка Создать у детей способность понимать настроение своё и других и умение общаться в группе. Упражнение «Цвет настроения».
Игра «Репортёр»
Упражнения «Я рад общаться с тобой».
2 Ищу друга Развивать способность принимать друг друга. Упражнение «Твой мяч».
Упражнение «Ищу друга».
Игра «Фотограф»
3 Встреча друзей Совершенствовать навыки общения; закреплять умение понимать друг друга. Упражнения «Я рад общаться с тобой».
Упражнение «Цвет настроения».
Игра-шутка «Пойми меня».
Этюд «Встреча друзей»
4 Лучший друг Сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе. Игра «Сказка о друге».
Игра «День рождение»
Психогимнастика «Ручеёк дружбы».
5 Обида Выявить особенности поведения детей, когда они ссорятся. Рисование обид
Игра «Доброе слово для каждого».
Игра «Толкалки»
6 Злость Выработать приемлемые способы раскрепощения детей и включение их в общение со сверстниками. «Сказка о змее».
Упражнение на релаксацию «Выставка».
Психогимнастика «Ручеёк дружбы»
7 Подружись Выработать приемлемые способы раскрепощения детей и включение их в общение со сверстниками. Упражнение «Цвет настроения».
Игра «Репортёр»
Упражнение «Я рад общаться с тобой»
Релаксация «Вверх по радуге».
8 Подарок на день рождение Формирование навыков культуры поведения со сверстниками. Игра «Обмен приветствий»
Этюд «Встреча друзей»
Упражнение «Твой мяч»
9 В гости к другу Формировать у детей навыки общения в гостях. Игра «Обмен приветствий»
Упражнение «Ищу друга»
Игра «День рождение»
Психогимнастика «Ручеёк друж-бы»
10 Альбом друзей Закрепить у детей с коммуникативными нарушениями (замкнутость) навыки группового общения. Игра «Чаепитие»
Игра «Фотограф»
3. Описание упражнений.
Упражнение «Цвет настроения». Дети выбирают цвет своего настроения в данный момент и бросают в прорезь коробки, которая соответствует выбранному цвету.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет её следующему с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
Упражнение «Твой мяч». Участники встают в круг, а один передавая мяч соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать как можно больше вариантов его имени (Катя, Катюша, Екатерина, Катенька и т. д.) Педагог: Что вы чувствуете, когда слышите своё имя? Когда вас называют ласковыми именами? Хотели бы вы, чтобы вас так называли друзья, родители, воспитатели?
Упражнение «Ищу друга». Каждому ребёнку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Давайте и мы поищем друзей. Каждый из вас расскажет о себе, что он любит, есть, чем занимается, любимое животное и если оно, любимая игрушка и т. д. И потом выбирает себе друга по схожим интересам, привычкам.
Игра «Фотограф». Выбирают дети, кто будет играть фотографа, а остальные будут у него фотографироваться. Можно выбрать разные темы, например, «Зоопарк», «Профессии». И дети будут изображать фигуры, а фотограф их снимать.
Игра-шутка «Пойми меня». Каждый ребёнок изображает любое животное, а остальные отгадывают, что он изобразил. В игре принимают участие все дети. Педагог: Ребята, мы с вами нашли своих друзей. А как бы вы их встречали после долгого расставания?
Этюд «Встреча друзей». У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Покажите, как же они друг друга встретили? Рады они видеть друг друга?
Игра «Сказка о друге». Дети в группе сочиняют сказку о своих друзьях, а потом её изображают на альбомных листах и рассказывают её другой группе. Педагог: Очень хорошие у вас сказки о ваших друзьях.
Игра «День рождение». Выбираем из детей именинника. Детям предлагается придумать поздравление и подготовить подарок с помощью жестов. Один ребёнок дарит воображаемый подарок, а другой отгадывает, что ему подарили.
Психогимнастика «Ручеёк дружбы». (Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются). Мысленно представьте, как внутри у вас поселился добрый ручеёк. Водичка в ручейке была чистая, тёплая. Водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети объединяются для переливания ручейка друг другу). Вот как ваша дружба переходит друг другу.
Игра «Доброе слово для каждого». Участники говорят добрые слова для каждого ребёнка.
Игра «Толкалки». Ребята свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, дерутся, щиплются. (Затем дети делятся своими впечатлениями от игры).
Упражнение – релаксация «Выставка». Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь. Сожмите кулаки и разожмите и так несколько раз. А теперь простите их, ведь гнев у вас ушёл.
Релаксация «Вверх по радуге». Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (борясь с замкнутостью, а на выдохе – съезжают с неё (избавляясь от замкнутости). Повторить 3-4 раза.
Игра «Обмен приветствиями». Все дети встают в круг лицом друг к другу. Педагог даё т задание: «Приветствуйте, друг друга, только глазами, головой, руками, словами».
Игра «Чаепитие». Дети делятся на две группы. Одна – сервирует стол и приглашает всех остальных к столу. Остальная группа изображает гостей. Во время чаепития дети общаются: Сколько вам налить чаю?
Передайте, пожалуйста, чашку?
Куда складывать бумажки от конфет?
Чем и как есть пирожное?
Можно говорить о разном, это пожеланию детей.
Педагог: Вот мы и попили чаю.
4. Литература:
Барсукова Л. С., Рылеева Е. В. ; -Управление качеством социального развития воспитанников. - М., 2004.
Сафонова О. А. ; - Управление качеством образования в дошкольном учреждении// Управление ДОУ. -2002.- № 6
Смирнова Е. О. ; - Особенности общения с ребенком от года до шести лет. – М. : АРКТИ, 2004.
Холмогорова В. М., Смирнова Е. О. ; - Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.
Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. ;- Тропинка к своему «Я». Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М. : Генезис.
Шипицына Л. М, Защиринская О. В, Воронова А. П, Нилова Т. А. ;- Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) - М. : Линка – Пресс.