Татьяна Кромаренко
Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие с окружающим его миром. Недаром говорят, что раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни, когда ребенок фиксирует возникающие между ним и матерью отношения, которые способствуют поддержанию или игнорированию контакта.
В первые полтора года жизни на основе полноценного эмоционального и телесного общения между матерью и ребенком формируется эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмоциональный контакт между матерью и ребенком способен удовлетворить потребность в любви малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие к другим людям и к окружающему миру в целом.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
В раннем возрасте предметная деятельность и общение являются ведущими. Предметная деятельность – это взаимодействие ребенка с предметами окружающего мира: погремушки, колечки, пирамидки, кубики, развивающие сенсорные, музыкальные игрушки. Общение – это неотъемлемая часть повседневной жизни любого человека. Для общения с ребенком необходимо прежде всего наладить контакт с ним, создать положительный эмоциональный настрой. Это главный залог успеха общения. Позитивное общение ребенка в семье формирует такие свойства личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Эмоционально-насыщенное взаимодействие родителя с ребенком способствует приобщению малыша к различным видам деятельности. Для развития коммуникативных навыков, чувственно-эмоциональной сферы ребенка раннего возраста полезны игры с прикосновением, игровой массаж, пальчиковые игры.
Игры с прикосновением создают эмоционально-тактильное взаимодействие - этопестушки, самые первые простые стишки и песенки, под которые мама непременно поглаживает малыша, помогая ему вытянуть ручки вдоль тела, размяться после сна. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни малыша, потом, ближе к полугоду, можно добавлять потешки - ритмические стишки-потешки с эмоциональной кульминацией, которая сопровождается действием и на которую ребенок эмоционально положительно откликается, а после года – прибаутки. Радость, улыбка и живая реакция участников взаимодействия – самые главные критерии гармоничного контакта и взаимодействия между взрослым и ребенком.
1. Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
2. «Ладушки» (взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихом, и побуждая малыша к ответным действиям)
Ладушки-ладушки,Где были? У бабушки!
Ладушки-ладошечки,
Звонкие хлопошечки.
Хлоп-хлоп!
3. «По кочкам»(ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый имитирует движение, проговаривая стих)
Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке в красной шапке,
В лапоточках,
По кочкам, по кочкам,
В ямку – бух!
4. «Кисонька» (взрослый читает стих, сопровождая его показом на игрушке, ребенке, на себе)
Заболела кисонька, кисонька-беляночка.
Заболела у кисоньки головушка: (поглаживает головушку).
Ой-ой!
Заболела у кисоньки лапонька: (поглаживает лапку (руку).
Ой-ой!
Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу).
Ой-ой!
Заболела у кисоньки животик: (поглаживает животик).
Ой-ой!
Игровой массаж оказывает стимулирующее действие. На кончиках пальцев находятся речедвигательные центры.
1. Массаж подушечек пальцев рук. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.
Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящериц, и змей,
Пеликанов, журавлей,
Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,
И клестов, и снегирей.
Любят горного козла.
Обезьянку и осла,
Дикобраза и ежа,
Черепаху и ужа.
2. Массаж прижимающий. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его по подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Шел медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил
Я на зиму накопил», -
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи - сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись без тревоги
До весны сопят в берлоге.
3. Упражнение «Сорока-белобока»
Выполняются:
- интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу;
- сгибание-разгибание всех пальцев одновременно;
- сгибание-разгибание руки в кистевом суставе;
- интенсивное растирание каждого пальца;
-точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
Пальчиковые игры направлены на развитие мелкой пальцевой моторики - двигательной деятельности, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Развитие мелкой моторики рук у детей способствует овладению ими навыков самообслуживания, манипуляции различными мелкими предметами, развитию речевой и игровой деятельности. Для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста можно использовать пальчиковую гимнастику – это игры с пальчиками, сопровождающиеся чтением стихов, потешек. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз – сначала на одной руке, затем на другой. А в завершении двумя руками вместе. Эти игры-упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и улавливать ритм речи. Существует множество пальчиковых игр, которые изменяются и усложняются по возрасту ребенка. Вот несколько игр для самых маленьких:
1. «Ладушки» (хлопки совмещенными действиями)
Ладушки, ладушки
Где были? – у бабушки
Что ели? – кашку
Пили простоквашку.
Кыш, полетели, (поднимаем руки)
На головку сели (кладем руки на голову)
2. «Прогулка» (пальчики собраны в кулачок)
Раз, два,три, четыре, пять (поочередно поднимаем пальчики, начиная с мизинчика)
Вышли пальчики гулять (пошевелить всеми пальчиками открытой ладони)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно собираем пальчики в кулачок, начиная с большого, вращаем кулачком)
3. «Семья» (загибаем пальчики согласно текста потешки, начиная с большого пальца:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
4. «Повстречались» (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начина с мизинца).
Повстречались два котенка «Мяу – мяу!»,
Два щенка: «Ав – ав!»,
Два жеребенка: «Иго - го»,
Два тигренка: «Р – р – р!»,
Два быка: «Му – у – у!».
Смотри, какие рога. (показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы)
Список используемых источников:
1. Скринников А. В., Барсегян О. В., Кузнецова О. В. – Взаимоотношения матери и ребенка: поддержка или зависимость? Практическое пособие для родителей детей-инвалидов. СПб: Речь; СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов выборгского района», 2010. – 80 с.
2. Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. – Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ, М. : Теревинф, 2009. – 56с.
3. Сязина Н. Ю., Рахманина И. Н., Ковалева И. В. – Коррекционно-развивающие занятия для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями для применения в домашних условиях/Сборник методических материалов, Астрахань, издательство ЛИОН, 2011 – 76с.
4. Анищенкова Е. С. – Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М. :АСТ: Астрель, 2009. – 61 с.
5. Козырева М. В., Цой Н. А. – Игры с прикосновением. Методическое пособие для родителей. Томск. Хобби-центр. Центр раннего развития, 2005. – 35 с.