Татьяна Туева
Дидактическая игра «Молчанка» по развитию навыков устного счета для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие навыков устного счета.
Задачи.
Коррекционно-образовательные
1. Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10.
2. Совершенствовать умения называть соседей однозначного числа первого десятка.
3. Совершенствовать навыки сравнения и нахождения нужного числа.
4. Закреплять знания состава чисел первого десятка.
Публикация «Дидактическая игра „Молчанка“ по развитию навыков устного счета для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
5. Совершенствовать навыки самостоятельно использовать однозначные числа первого десятка.
Развивающие
1. Развивать познавательный интерес и логического мышления.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление
3. Развивать навыки счета, мелкую моторику рук
Воспитательные:
1. Закреплять умения общаться в процессе работы малых групп.
2. Внимательно слушать задание, дожидаться своей очереди при ответах на вопрос.
3. Воспитывать интерес к математической деятельности
Описание пособия
Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста для формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Дидактическая игра «Молчанка» представляет собой деревянную основу в форме цветка диаметром 40см, с фрезеровкой отверстий для съемных лепестков и серединки.
На съемных лепестках с двух сторон изображены цифры: с одной стороны цифры от 0 до 6 для выполнения заданий на сложение; с обратной стороны лепестков изображены цифры от 4 до 10 для решения примеров на вычитание.
На 3 съемных серединках, с одной стороны изображены цифры от 1 до 3 со знаком +, с другой стороны эти же цифры со знаком -, на четвертой серединке знаки <и>.
Игровое правило: внимательно слушать задание воспитателя, пользуясь дидактическим материалом, ребенок должен давать ответы на задания воспитателя, при этом не произнося ни одного слова.
Игровое действие: дети отвечая на вопросы, выполняют задания, используя игровой комплект.
Варианты игр
Игра «Молчанка»
Цель. Закрепление представлений о последовательности дней недели.
Содержание. Выставляем на лепестках цветка цифры от 1 до 7, соотносим цвет лепестков с днями недели. Воспитатель называет день недели, дети молча показывают нужную цифру.
Игра «Каких дней в неделе недостает?
Цель. Закрепление представлений о последовательности дней недели.
Содержание. Воспитатель убирает несколько цифр с лепестков, дети называют каких дней недели не достает и выставляют цифру, соответствующую пропущенному дню недели.
Игра «Цепочка»
Цель. Воспроизведение примеров сложения и вычитания единицы.
Содержание игры. Воспитатель выставляет лепестки с цифрами от 0 до 6, располагая цифры по порядку, в серединку цветка ставит цифру +1 и предлагает детям решить примеры (прибавлять к заданной цифре на лепестке +1 и молча показывать цифру-ответ).
Аналогично решаем примеры на вычитание, выставляя лепестки с цифрами от 10 до 4, располагая цифры по порядку и в серединку цветка выставляем цифру -1.
Игра «Реши пример на сложение»
Цель. Формирование навыков сложения в пределах 10.
Содержание. Воспитатель выставляет лепестки с цифрами от 0 до в разброс и серединку с цифрой +1 и предлагает детям решить примеры (прибавлять к заданной цифре на лепестке +1 и молча показывать цифру-ответ).
Усложняя задание, меняет серединки на +2 и +3.
Игра «Реши пример на вычитание»
Цель. Формирование навыков вычитания в пределах 10.
Содержание. Воспитатель выставляет лепестки с цифрами от 4 до 10 в разброс, в серединку цветка выставляет с цифрой -1 и предлагает детям решить примеры (вычесть из заданной цифры на лепестке -1 и молча показывать цифру-ответ).
Усложняя задание, меняет серединки на -2 и -3.
Игра «Найди решение»
Цель. Развитие логического мышления.
Содержание игры на сложение. Воспитатель предлагает на игровом пособии вариант примера. Называет первое слагаемое и сумму слагаемых.
Задание: найти второе слагаемое и поставить в серединку? Дети, составляют правильный ответ на игровом пособии, выставляя в серединку +1, +2 или +3.
Усложняя задание, первое слагаемое стоит в серединке цветка (например, +2, найти второе слагаемое (лепесток, чтобы получилось 5.
Содержание игры на вычитание. Воспитатель предлагает на игровом пособии вариант примера. Называет первое вычитаемое и сумму вычитаемых. Задание: найти и показать второе вычитаемое число?
Игра «Назови число на единицу больше (или меньше)»
Цель. Закрепления соотношения количества и цифры, сравнение числа по величине.
Содержание игры. В серединку цветка выставляется знак > или <. Детям нужно показать цифры > или <, заданного числа.
Игра «Угадай-ка»
Цель. Воспроизведение состава чисел в пределах 10.
Содержание игры. Воспитатель говорит: «Я задумала 2 числа и сложила их. У меня получилось 5. Какие числа я сложила?». Ребенок выкладывает лепестки с цифрами, которые в сумме могут дать число 5.
Игра «Арифметический бег»
Цель. Обучение детей приемам прибавления и вычитания 1, 2, 3 с опорой на числовой ряд по кругу (выставляются цифры на игровом поле - цветке).
Содержание игры. Перед началом игры следует провести беседу: «Числа на цветке расположены по часовой стрелке. Если мы выполняем действие на сложение, то движемся по часовой стрелке. Например, прибавляя единицу, получаем следующее число. Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько чисел мы продвинемся от него по часовой стрелке? (На 2 числа.)
Если мы выполняем действие на вычитание, то будем двигаться против часовой стрелки. Например, вычитая из числа 1 единицу, то на сколько чисел продвинемся против часовой стрелки? (На 1 число.) И т. д. Называя числа и составляя примеры, воспитатель предлагает детям бежать глазами по числовому ряду, по часовой стрелке, если к числу прибавляют несколько единиц, или против часовой стрелки, если из него вычитают. Например, 2 + 1. На какое число надо посмотреть сначала? (На число 2.) Затем куда глазами побежите? (по часовой стрелке.) Сколько чисел надо отсчитать от числа 2, не считая его? (1 число.) это число и будет ответом.
Если из 7 надо вычесть 3, то куда побежите глазами от числа 7? (против часовой стрелки) Сколько чисел надо пробежать влево, не считая числа 7? (3 числа.) Третье число от числа 7 будет ответом».
Игра «Делаем молча»
Цель. Закрепление последовательности натурального ряда.
Содержание игры. Воспитатель предлагает задания, а дети выполняют их молча. Например, покажи:
• число, которое стоит после 3;
• число, которое стоит перед 6;
• число, которое стоит между 4 и 6;
• число на 1 меньше (больше) 5.