Виктория Старикова
Программа «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса обучающихся с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (2 год) обучения.
Пояснительная записка
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Публикация «Программа „Речь и альтернативная коммуникация“ для 1 класса обучающихся с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее
программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал представлен двумя разделами: «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации». Обучающие задачи по коммуникации направленны на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение этих средств осуществляется индивидуально в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация».
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением. В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения.
Общая характеристика учебного предмета коммуникация (3 часа в неделю).
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т. д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т. д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т. д.). Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т. д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т. д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Договаривание слов в предложении. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие). Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти).
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии курса «Речь и альтернативная коммуникация» представлены разделами:
«Коммуникация»
«Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»
Цель обучения
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Речь и альтернативная коммуникация». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 102 часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Возможные результаты образования данной категории обучающихся
1. Овладеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений, неспецифических жестов.
пользоваться средствами альтернативной коммуникации : воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др., коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.
2. Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач:
потребность в коммуникации;
вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;
использовать доступные жесты для передачи сообщений;
общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.);
3. Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка:
понимать слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы, рукотворного мира и др. ;
использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
4. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
5. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:
узнавать и различать напечатанные буквы;
писать печатные буквы, слова.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Учебная дисциплина Класс Программа, кем рекомендована и когда Тип программы (государственная, авторская) Количество часов в неделю, общее количество часов
Речь и альтернативная коммуникация 1 (2 год обучения) «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью с интеллектуальными нарушениями». Государственная 3
102
Распределение количества часов по учебным четвертям
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть год
27 ч. 21 ч. 30 ч. 24 ч. 102
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (2 год обучения).
Рабочая программа рассчитана на 2018– 2019 учебный год 3 часа в неделю 102 часа в год.
№
Наименование разделов, тем программ
Кол-во часов по разделу
Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности на занятиях-6ч
1 Знакомство с ребёнком. Приветствие. (Жест) 1
2 Подвижная игра «Солнышко и дождик» (Жест и пиктограмма) 1
3 Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри» 1
4 Игра «Зеркало» (работа с пиктограммами) 1
5 Пальчиковая гимнастика «Ладошки», «Вышли пальчики гулять» (работа с пиктограммами) 1
6 Подвижная игра «Лови мячик». 1
Вежливые слова-4ч
7 Приветствие. (Пиктограммы, карточки, символы). 1
8 Упражнения с пиктограммами: Артикуляционная гимнастика для малышей. 1
9 Знакомство с вежливыми словами» (рассматривание картин, пиктограммы, карточки, символы). Физ. минутка «Солнышко и дождик» 1
10 «Петрушка учит вежливые слова». Пальчиковая гимнастика «Ладошки», «Вышли пальчики гулять» (Пиктограммы, карточки, символы). 1
Одинаковые и разные предметы-4ч
11 Приветствие, артикуляционная гимнастика для малышей. (Пиктограммы, карточки, символы).
1
12 Д/игра «Дай такой же шарик. (Пиктограммы, карточки, символы). 1
13 «Чем отличаются шарики?» Физ. минутка «Солнышко и дождик» (артикуляционные упражнения). 1
14 Артикуляция гласных звуков. Работа с пиктограммами 1
Игрушки-4ч
15 Приветствие. Артикуляционная гимнастика для малышей (Пиктограммы, карточки, символы, жест).
1
16 Дыхательная гимнастика. Игра «Что принес Петрушка?» Работа с пиктограммами 1
17 Физ. минутка «Мяч». Пальчиковая гимнастика «Мяч» (Пиктограммы, карточки, символы). 1
18 Игра «Угадай, на чем играет Петрушка?» Пиктограммы, карточки, символы, жест). 1
Игрушки. Знакомство с гласными звуками-5ч
19 Дыхательная гимнастика. Игра «Назови, что это?» (Пиктограммы, карточки, символы) 1
20 Артикуляционная гимнастика для малышей, игра «Паровозик» (ритмические упражнения). 1
21 Игра «Качаем куклу». Звук А- А-А (пиктограммы, карточки, символы) 1
22 Физ. минутка «Мяч». Пальчиковая гимнастика «Мяч». «Мой веселый, звонкий мяч» Игры с мячом. (Пиктограммы, карточки, жесты, игрушка мяч) 1
23 Игра «У мальчика болит зуб». Звук О- О- О. Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
(пиктограммы, карточки, жесты) 1
Части тела. Уточнение произношения гласных звуков -5ч
24 Упражнение «Называние частей тела и их расположение». Упражнение «Что у тебя на лице, голове, на руке, на ноге, на туловище?». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы) 1
25 Игра «Повтори, не ошибись». Пальчиковая гимнастика «Прятки» (Пиктограммы, жесты, символы). 1
26 Игра «Что у тебя, а что у куклы?». Упражнение «Пение цепочек гласных звуков» (пиктограммы, жесты, символы). 1
27 Физ. минутка «Топаем и хлопаем». Игра «Лесенка» (Пиктограммы, карточки, жесты) 1
28 Упражнение «Пение цепочек гласных звуков». Игра «Пропой песенки игрушек» (Пиктограммы, карточки, жесты, картинки, символы). 1
Одежда. Произношение согласных звуком в звукоподражаниях»-5ч
29 Игра «Назови предмет». Артикуляционная гимнастика для малышей. (Работа с пиктограммами, символы, карточки). 1
30 Игра «Найди одинаковые». Физ. минутка «Куклы». (Работа с пиктограммами, символы, карточки). 1
31 Пальчиковая гимнастика. Игра «Оденем Таню на прогулку». (Работа с пиктограммами, символы, карточки, символы). 1
32 Игра «Куда наденем?». Физ. минутка «Куклы».(Работа с пиктограммами, символы, карточки). 1
33 Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Зачитывание двустиший с произнесением звукоподражаний». (Работа с пиктограммами, символы, карточки). 1
Туалетные принадлежности. Вызывание междометий-5ч
34 Рассматривание картин по теме «Туалетные принадлежности». Игра «Скажи, кто что делает?» Физ. минутка «Умывалочка» (жесты, пиктограммы, карточки). 1
35 Дыхательная гимнастика. Игра «Найди на картинке туалетные принадлежности» (жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1
36 Игра «Чудесный мешочек». Игра «Скажи ласково». Артикуляционная гимнастика. (Жесты, пиктограммы, карточки). 1
37 Игра «Найди на картинке туалетные принадлежности». Игра «Для чего предмет?» (жесты, пиктограммы, карточки). Дыхательная гимнастика. 1
38 Физ. минутка «Умывалочка». Упражнение «Произносим звукоподражание вместе» с опорными картинками. 7. Пальчиковая гимнастика «Чистим зубки» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
Посуда. Слова из одинаковых слогов-5ч
39 Дыхательная гимнастика. Игра «Покажи и назови предметы посуды» (жесты, пиктограммы, карточки). 1
40 Физ. минутка «Чайный сервиз». Рассматривание картинки «Семья». Упражнение «Произнеси членов семьи». (Жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1
41 Физ. минутка «Чайный сервиз». Игра «Собери сервиз». (Жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1
42 Пальчиковая гимнастика «Пирожок». Игра «Накормим кукол». (Жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1
43 Рассматривание картинки «Семья». Упражнение «Произнеси членов семьи». (Жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1
Продукты питания. Работа над простым предложением-3ч
44 Дыхательная гимнастика. Игра «чудесный мешочек». Физ. минутка (жесты, символы, пиктограммы, карточки). 1
45 Игра «Сварим суп». Пальчиковая гимнастика «Капуста». Игра «Съедобное - несъедобное». (Жесты, пиктограммы, карточки, детская посуда). 1
46 Игра «Разложи по коробочкам». Пальчиковая гимнастика «Капуста». Упражнение «Проговаривание простых предложений» с опорой на картинки. (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
Цвета. Уточнение произношения звуков М, М ’-5ч
47 Дыхательная гимнастика. Игра «Подбери по цвету». (Жесты, пиктограммы, карточки, кукла). 1
48 Физ. минутка «Мяч» 5. Игра «разноцветные колечки». Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» 1
49 Игра «Подбери ниточку к шарику по цвету». Физ. минутка «Мяч»». (Жесты, пиктограммы, карточки, мяч). 1
50 Игра «Дай такой же предмет». Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики». Игра «Покажи и назови»». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
51 Проговаривание слов и предложений со звуками М и М ’ с опорными картинками. 1
Формы. Уточнение произношения звуков П, П’-6ч
52 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Покажи и назови форму предметов. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
53 Игра «Дай такой же предмет». Физ. минутка «Мяч». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы, игрушка мяч). 1
54 Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики». Игра «На что это похоже?» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы, игрушка мяч). 1
55 артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. 3. Игра «На что похож предмет» 4. Физ. минутка «Мяч» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы, игрушка мяч). 1
56 Игра «Разложи по форме». Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы,). 1
57 Проговаривание слов и предложений со звуками П и П’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
Один-много. Уточнение произношения звуков Б, Б’-3ч
58 Артикуляционная гимнастика для малышей. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Игра «Покажи, где один, а где много». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
59 Физ. минутка «Бубен». Игра «Хлопни один раз, хлопни много раз» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
60 Пальчиковая гимнастика «Покажи на пальцах». Проговаривание слов и предложений со звуками Б и Б’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
Животные. Уточнение произношения звуков Ф. Ф’-5ч
61 Артикуляционная гимнастика для малышей. Игра «Кто к нам пришел?». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
62 Дыхательная гимнастика. Физ. минутка «Серенькая кошечка». Игра «Кто как голос подает?». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
63 Пальчиковая гимнастика «Кошка и мыши». Упражнение «Части тела животных» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
64 Игра «Найди маму». Пальчиковая гимнастика «Кошка и мыши» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
65 Игра «Накорми животных». Проговаривание слов и предложений со звуками Ф и Ф’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
Птицы. Уточнение произношения звуков В, В ’ -6ч
66 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Споем вместе» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
67 Физ. минутка «Птички». Игра «Где спряталась птичка?». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
68 Пальчиковая гимнастика «Цыплята». Игра «Накормим птичек». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
69 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Споем песенки птичек». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
70 Упражнение «Называние частей тела птиц». Физ. минутка «Птички» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
71 Пальчиковая гимнастика «Цыплята». Проговаривание слов и предложений со звуками В и В ’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
Сказочные герои (Колобок)-3ч
72 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Кто пришел к нам в гости» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
73 Упражнение «Расскажи сказку». Физ. минутка «По дорожке». Игра «Где сидит колобок» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
74 (Пальчиковая гимнастика «Дорожки». Игра «Катится колобок» Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
Сказочные герои (Три медведя). Уточнение произношения звуков Т, Т ’ - 4ч
75 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Кто в гости к нам пришел?»
(жесты, пиктограммы, карточки, картинки, символы). 1
76 Игра «Кто большой?». Физ. минутка «Мы медведи» (жесты, пиктограммы, карточки, картинки, символы). 1
77 Игра «Разложи ложечки по размеру». Пальчиковая гимнастика (жесты, пиктограммы, карточки, картинки, символы). 1
78 Проговаривание слов и предложений со звуками Т и Т ’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
Маленький музыкант-3ч
79 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Что принес Петрушка в мешочке? (барабан, колокольчик). (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
80 Физ. минутка. Игра «Угадай игрушку». (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
81 Пальчиковая гимнастика. Игра «Маленький музыкант» (жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
Разные звуки. Уточнение произношения звуков Д, Д ’ -3ч
82 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Угадай что звенит» (жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
83 Физ. минутка «Бубен». Игра «Узнай по голосу». Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» (жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
84 Проговаривание слов и предложений со звуками Д и Д ’ с опорными картинками. (жесты, пиктограммы, карточки, картинки, символы). 1
Семья. Уточнение произношения звуков Н, Н ’ -3ч
85 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Рассматривание картин по теме «Семья» (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки) 1
86 Игра «покажи и назови». Физ. минутка «Девочки и мальчики». Кто что делает?». (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки) 1
87 Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Проговаривание слов и предложений со звуками Н и Н ’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки) 1
«Домашние животные»-4ч
88 Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Знакомство с обобщающим понятием «Домашние животные». (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
89 Рассматривание картинки «Кошка с котятами». Игра «У кошки или у котенка?» (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
90 Игра «Позови кошечку». Физ. минутка «Кот и мыши». (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
91 Игра «Кто спрятался в сарае?». Игра «Помоги дедушке накормить животных» (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
«Дикие животные»-4ч
92 Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Знакомство с обобщающем понятием «Дикие животные (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1
94 Игра «Назови животное». Физ. минутка «Артисты». Упражнение «Кто где живет?» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
95 Упражнение «Кто, чем питается?». Игра «Разложи картинки» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
«Весна»-3ч
96 Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Солнечные лучики». Рассматривание картины «Весна. (жесты, пиктограммы, карточки, символы, сюжетные картины). 1
97 Пальчиковая гимнастика «Дождик». Игра «Подбери картинки с признаками весны» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
98 Физ. минутка «Нарисуем весну». Игра «Повтори, не ошибись». Упражнение «Расскажи о весне». (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
«День победы»-4ч
99 Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Ватка». Рассматривание картин и беседа по теме «День победы». (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
100 Упражнение «Подбери символы праздника». Физ. минутка «Маршируем» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
101 Пальчиковая гимнастика «Флажок их палочек». Игра «Салют» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
102 Игра с наборным полотном. Упражнение «Подбери символы праздника». Физ. минутка «Маршируем» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1
Контрольные параметры оценки достижений коммуникации.
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными (навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»).
• Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
• Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации : жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
2) Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
• Потребность в коммуникации.
• Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
• Уметь использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения :
использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
использовать доступные жесты для передачи сообщений;
пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
• Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
• Уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
• Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
• Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:
• Узнавать и различать напечатанные буквы.
• Писать печатные буквы, слова.
Мониторинг обученности по предмету «Речь и альтернативная коммуникация
По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксируется 2 баллами, выполнение с помощью учителя – 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, — 0 баллов.