Папки-передвижки

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса обучающихся с нарушением интеллекта

Виктория Старикова
Программа «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса обучающихся с нарушением интеллекта

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (2 год) обучения.

Пояснительная записка

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Публикация «Программа „Речь и альтернативная коммуникация“ для 1 класса обучающихся с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее

программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Программно-методический материал представлен двумя разделами: «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации». Обучающие задачи по коммуникации направленны на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение этих средств осуществляется индивидуально в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация».

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь.

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением. В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения.

Общая характеристика учебного предмета коммуникация (3 часа в неделю).

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т. д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т. д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т. д.). Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т. д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т. д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Договаривание слов в предложении. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие). Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти).

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии курса «Речь и альтернативная коммуникация» представлены разделами:

«Коммуникация»

«Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»

Цель обучения

Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Речь и альтернативная коммуникация». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 102 часа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Возможные результаты образования данной категории обучающихся

1. Овладеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:

понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений, неспецифических жестов.

пользоваться средствами альтернативной коммуникации : воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др., коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.

2. Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач:

потребность в коммуникации;

вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;

использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста;

использовать доступные жесты для передачи сообщений;

общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.);

3. Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка:

понимать слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы, рукотворного мира и др. ;

использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

5. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

узнавать и различать напечатанные буквы;

писать печатные буквы, слова.

Программное и учебно-методическое обеспечение

Учебная дисциплина Класс Программа, кем рекомендована и когда Тип программы (государственная, авторская) Количество часов в неделю, общее количество часов

Речь и альтернативная коммуникация 1 (2 год обучения) «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью с интеллектуальными нарушениями». Государственная 3

102

Распределение количества часов по учебным четвертям

1четверть 2четверть 3четверть 4четверть год

27 ч. 21 ч. 30 ч. 24 ч. 102

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (2 год обучения).

Рабочая программа рассчитана на 2018– 2019 учебный год 3 часа в неделю 102 часа в год.

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по разделу

Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности на занятиях-6ч

1 Знакомство с ребёнком. Приветствие. (Жест) 1

2 Подвижная игра «Солнышко и дождик» (Жест и пиктограмма) 1

3 Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри» 1

4 Игра «Зеркало» (работа с пиктограммами) 1

5 Пальчиковая гимнастика «Ладошки», «Вышли пальчики гулять» (работа с пиктограммами) 1

6 Подвижная игра «Лови мячик». 1

Вежливые слова-4ч

7 Приветствие. (Пиктограммы, карточки, символы). 1

8 Упражнения с пиктограммами: Артикуляционная гимнастика для малышей. 1

9 Знакомство с вежливыми словами» (рассматривание картин, пиктограммы, карточки, символы). Физ. минутка «Солнышко и дождик» 1

10 «Петрушка учит вежливые слова». Пальчиковая гимнастика «Ладошки», «Вышли пальчики гулять» (Пиктограммы, карточки, символы). 1

Одинаковые и разные предметы-4ч

11 Приветствие, артикуляционная гимнастика для малышей. (Пиктограммы, карточки, символы).

1

12 Д/игра «Дай такой же шарик. (Пиктограммы, карточки, символы). 1

13 «Чем отличаются шарики?» Физ. минутка «Солнышко и дождик» (артикуляционные упражнения). 1

14 Артикуляция гласных звуков. Работа с пиктограммами 1

Игрушки-4ч

15 Приветствие. Артикуляционная гимнастика для малышей (Пиктограммы, карточки, символы, жест).

1

16 Дыхательная гимнастика. Игра «Что принес Петрушка?» Работа с пиктограммами 1

17 Физ. минутка «Мяч». Пальчиковая гимнастика «Мяч» (Пиктограммы, карточки, символы). 1

18 Игра «Угадай, на чем играет Петрушка?» Пиктограммы, карточки, символы, жест). 1

Игрушки. Знакомство с гласными звуками-5ч

19 Дыхательная гимнастика. Игра «Назови, что это?» (Пиктограммы, карточки, символы) 1

20 Артикуляционная гимнастика для малышей, игра «Паровозик» (ритмические упражнения). 1

21 Игра «Качаем куклу». Звук А- А-А (пиктограммы, карточки, символы) 1

22 Физ. минутка «Мяч». Пальчиковая гимнастика «Мяч». «Мой веселый, звонкий мяч» Игры с мячом. (Пиктограммы, карточки, жесты, игрушка мяч) 1

23 Игра «У мальчика болит зуб». Звук О- О- О. Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

(пиктограммы, карточки, жесты) 1

Части тела. Уточнение произношения гласных звуков -5ч

24 Упражнение «Называние частей тела и их расположение». Упражнение «Что у тебя на лице, голове, на руке, на ноге, на туловище?». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы) 1

25 Игра «Повтори, не ошибись». Пальчиковая гимнастика «Прятки» (Пиктограммы, жесты, символы). 1

26 Игра «Что у тебя, а что у куклы?». Упражнение «Пение цепочек гласных звуков» (пиктограммы, жесты, символы). 1

27 Физ. минутка «Топаем и хлопаем». Игра «Лесенка» (Пиктограммы, карточки, жесты) 1

28 Упражнение «Пение цепочек гласных звуков». Игра «Пропой песенки игрушек» (Пиктограммы, карточки, жесты, картинки, символы). 1

Одежда. Произношение согласных звуком в звукоподражаниях»-5ч

29 Игра «Назови предмет». Артикуляционная гимнастика для малышей. (Работа с пиктограммами, символы, карточки). 1

30 Игра «Найди одинаковые». Физ. минутка «Куклы». (Работа с пиктограммами, символы, карточки). 1

31 Пальчиковая гимнастика. Игра «Оденем Таню на прогулку». (Работа с пиктограммами, символы, карточки, символы). 1

32 Игра «Куда наденем?». Физ. минутка «Куклы».(Работа с пиктограммами, символы, карточки). 1

33 Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Зачитывание двустиший с произнесением звукоподражаний». (Работа с пиктограммами, символы, карточки). 1

Туалетные принадлежности. Вызывание междометий-5ч

34 Рассматривание картин по теме «Туалетные принадлежности». Игра «Скажи, кто что делает?» Физ. минутка «Умывалочка» (жесты, пиктограммы, карточки). 1

35 Дыхательная гимнастика. Игра «Найди на картинке туалетные принадлежности» (жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1

36 Игра «Чудесный мешочек». Игра «Скажи ласково». Артикуляционная гимнастика. (Жесты, пиктограммы, карточки). 1

37 Игра «Найди на картинке туалетные принадлежности». Игра «Для чего предмет?» (жесты, пиктограммы, карточки). Дыхательная гимнастика. 1

38 Физ. минутка «Умывалочка». Упражнение «Произносим звукоподражание вместе» с опорными картинками. 7. Пальчиковая гимнастика «Чистим зубки» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

Посуда. Слова из одинаковых слогов-5ч

39 Дыхательная гимнастика. Игра «Покажи и назови предметы посуды» (жесты, пиктограммы, карточки). 1

40 Физ. минутка «Чайный сервиз». Рассматривание картинки «Семья». Упражнение «Произнеси членов семьи». (Жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1

41 Физ. минутка «Чайный сервиз». Игра «Собери сервиз». (Жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1

42 Пальчиковая гимнастика «Пирожок». Игра «Накормим кукол». (Жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1

43 Рассматривание картинки «Семья». Упражнение «Произнеси членов семьи». (Жесты, пиктограммы, карточки, сюжетные картинки). 1

Продукты питания. Работа над простым предложением-3ч

44 Дыхательная гимнастика. Игра «чудесный мешочек». Физ. минутка (жесты, символы, пиктограммы, карточки). 1

45 Игра «Сварим суп». Пальчиковая гимнастика «Капуста». Игра «Съедобное - несъедобное». (Жесты, пиктограммы, карточки, детская посуда). 1

46 Игра «Разложи по коробочкам». Пальчиковая гимнастика «Капуста». Упражнение «Проговаривание простых предложений» с опорой на картинки. (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

Цвета. Уточнение произношения звуков М, М ’-5ч

47 Дыхательная гимнастика. Игра «Подбери по цвету». (Жесты, пиктограммы, карточки, кукла). 1

48 Физ. минутка «Мяч» 5. Игра «разноцветные колечки». Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» 1

49 Игра «Подбери ниточку к шарику по цвету». Физ. минутка «Мяч»». (Жесты, пиктограммы, карточки, мяч). 1

50 Игра «Дай такой же предмет». Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики». Игра «Покажи и назови»». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

51 Проговаривание слов и предложений со звуками М и М ’ с опорными картинками. 1

Формы. Уточнение произношения звуков П, П’-6ч

52 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Покажи и назови форму предметов. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

53 Игра «Дай такой же предмет». Физ. минутка «Мяч». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы, игрушка мяч). 1

54 Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики». Игра «На что это похоже?» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы, игрушка мяч). 1

55 артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. 3. Игра «На что похож предмет» 4. Физ. минутка «Мяч» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы, игрушка мяч). 1

56 Игра «Разложи по форме». Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы,). 1

57 Проговаривание слов и предложений со звуками П и П’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

Один-много. Уточнение произношения звуков Б, Б’-3ч

58 Артикуляционная гимнастика для малышей. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Игра «Покажи, где один, а где много». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

59 Физ. минутка «Бубен». Игра «Хлопни один раз, хлопни много раз» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

60 Пальчиковая гимнастика «Покажи на пальцах». Проговаривание слов и предложений со звуками Б и Б’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

Животные. Уточнение произношения звуков Ф. Ф’-5ч

61 Артикуляционная гимнастика для малышей. Игра «Кто к нам пришел?». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

62 Дыхательная гимнастика. Физ. минутка «Серенькая кошечка». Игра «Кто как голос подает?». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

63 Пальчиковая гимнастика «Кошка и мыши». Упражнение «Части тела животных» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

64 Игра «Найди маму». Пальчиковая гимнастика «Кошка и мыши» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

65 Игра «Накорми животных». Проговаривание слов и предложений со звуками Ф и Ф’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

Птицы. Уточнение произношения звуков В, В ’ -6ч

66 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Споем вместе» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

67 Физ. минутка «Птички». Игра «Где спряталась птичка?». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

68 Пальчиковая гимнастика «Цыплята». Игра «Накормим птичек». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

69 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Споем песенки птичек». (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

70 Упражнение «Называние частей тела птиц». Физ. минутка «Птички» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

71 Пальчиковая гимнастика «Цыплята». Проговаривание слов и предложений со звуками В и В ’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

Сказочные герои (Колобок)-3ч

72 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Кто пришел к нам в гости» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

73 Упражнение «Расскажи сказку». Физ. минутка «По дорожке». Игра «Где сидит колобок» (Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

74 (Пальчиковая гимнастика «Дорожки». Игра «Катится колобок» Жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

Сказочные герои (Три медведя). Уточнение произношения звуков Т, Т ’ - 4ч

75 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Кто в гости к нам пришел?»

(жесты, пиктограммы, карточки, картинки, символы). 1

76 Игра «Кто большой?». Физ. минутка «Мы медведи» (жесты, пиктограммы, карточки, картинки, символы). 1

77 Игра «Разложи ложечки по размеру». Пальчиковая гимнастика (жесты, пиктограммы, карточки, картинки, символы). 1

78 Проговаривание слов и предложений со звуками Т и Т ’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

Маленький музыкант-3ч

79 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Что принес Петрушка в мешочке? (барабан, колокольчик). (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

80 Физ. минутка. Игра «Угадай игрушку». (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

81 Пальчиковая гимнастика. Игра «Маленький музыкант» (жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

Разные звуки. Уточнение произношения звуков Д, Д ’ -3ч

82 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Игра «Угадай что звенит» (жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

83 Физ. минутка «Бубен». Игра «Узнай по голосу». Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики» (жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

84 Проговаривание слов и предложений со звуками Д и Д ’ с опорными картинками. (жесты, пиктограммы, карточки, картинки, символы). 1

Семья. Уточнение произношения звуков Н, Н ’ -3ч

85 Артикуляционная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика. Рассматривание картин по теме «Семья» (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки) 1

86 Игра «покажи и назови». Физ. минутка «Девочки и мальчики». Кто что делает?». (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки) 1

87 Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Проговаривание слов и предложений со звуками Н и Н ’ с опорными картинками. (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки) 1

«Домашние животные»-4ч

88 Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Знакомство с обобщающим понятием «Домашние животные». (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

89 Рассматривание картинки «Кошка с котятами». Игра «У кошки или у котенка?» (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

90 Игра «Позови кошечку». Физ. минутка «Кот и мыши». (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

91 Игра «Кто спрятался в сарае?». Игра «Помоги дедушке накормить животных» (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

«Дикие животные»-4ч

92 Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Знакомство с обобщающем понятием «Дикие животные (Жесты, пиктограммы, карточки, картинки). 1

94 Игра «Назови животное». Физ. минутка «Артисты». Упражнение «Кто где живет?» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

95 Упражнение «Кто, чем питается?». Игра «Разложи картинки» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

«Весна»-3ч

96 Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Солнечные лучики». Рассматривание картины «Весна. (жесты, пиктограммы, карточки, символы, сюжетные картины). 1

97 Пальчиковая гимнастика «Дождик». Игра «Подбери картинки с признаками весны» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

98 Физ. минутка «Нарисуем весну». Игра «Повтори, не ошибись». Упражнение «Расскажи о весне». (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

«День победы»-4ч

99 Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Ватка». Рассматривание картин и беседа по теме «День победы». (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

100 Упражнение «Подбери символы праздника». Физ. минутка «Маршируем» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

101 Пальчиковая гимнастика «Флажок их палочек». Игра «Салют» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

102 Игра с наборным полотном. Упражнение «Подбери символы праздника». Физ. минутка «Маршируем» (жесты, пиктограммы, карточки, символы). 1

Контрольные параметры оценки достижений коммуникации.

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными (навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»).

• Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

• Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации : жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

2) Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

• Потребность в коммуникации.

• Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

• Уметь использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения :

использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

использовать доступные жесты для передачи сообщений;

пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

общаться с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации

3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

• Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

• Уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

• Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

• Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

• Узнавать и различать напечатанные буквы.

• Писать печатные буквы, слова.

Мониторинг обученности по предмету «Речь и альтернативная коммуникация

По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксируется 2 баллами, выполнение с помощью учителя – 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, — 0 баллов.

Публикации по теме:

Адаптированная рабочая программа по курсу «Альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения ученика 1 в класса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский.

Конспект НОД для детей с нарушением интеллекта «Мы едем на фотовыставку» подгрупповое занятие Цель: закрепить умения детей выполнять цепочку игровых действий. Задачи деятельности: 1. Коррекционно-образовательная.

Конспект НОД по окружающему миру для детей с нарушением интеллекта «Дикие животные» Конспект занятия по окружающему миру Тема: «Дикие животные» Цель: закрепить представления детей о диких животных. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект урока «Семья. Родители и дети» для обучающихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья Тип урока: комбинированный. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Цель: формирование представления о понятии.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «Весна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта. Тема: «Весна» Задачи: 1. Образовательные. Уточнять и расширять.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «В лесу» Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «В лесу» Задачи: Задачи: Образовательные цели: обучение составлению.

Конспект занятия «Обучение игре «Больница» для детей с нарушением интеллекта Конспект занятия по теме «Обучение игре «Больница» для детей с нарушением интеллекта (F-71, F-72, первая ступень обучения по АООП (вариант.

Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

Речь — показатель культуры. Воспитательное мероприятие для обучающихся 5 классов с ОВЗ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными.

Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) Составила : Толстыгина Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ№.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса обучающихся с нарушением интеллекта
Опубликовано: 13 октября 2018 в 22:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД