Вера Сигаева
Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Анализируя опыт работы с первоклассниками, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у половины детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.
Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой. Последние исследования педагогов и психологов установили, что проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с речевой зоной. Следовательно, выстраивается зависимость между развитием мелкой моторики, речью, мыслительными операциями. А значит уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. В начальной школе этой проблеме всегда уделялось достаточно большое внимание на уроках по всем дисциплинам. Но в наш век повальной компьютеризации возникает необходимость занятий с педагогом-психологом для развития мелкой моторики рук детей первого класса.
Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей первого класса со слабо развитой моторикой. Программа направлена на развитие детей, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы.
Одним из главных средств развития моторики рук является такое оборудование, как «Волшебный водопад». Такую работу психологи называют ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт.
Программа позволяет детям со слабо развитой моторикой адаптироваться к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа «Волшебный водопад» предназначена для работы с обучающимися 6-8 лет.
Состав участников программы должен включать детей:
• со слабо развитой мелкой моторикой рук,
• с недоразвитием когнитивного мышления,
• с проблемами в психологическом здоровье и социальной адаптации.
Проблема, на решение которой направлена программа : развитие мелкой моторики рук обучающихся первого класса посредством использования «Волшебного водопада».
Цели программы : развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы :
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Научить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
• Развивать зрительно-моторные координации.
• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
Направления и формы работы по реализации программы «Волшебный водопад»
Направления программы :
1. Развитие мелкой моторики рук у обучающихся первого класса.
2. Формирование навыков зрительно-моторной координации.
3. Формирование навыков точного воспроизведения движений кисти и пальцев рук.
Формы работы:
- Беседа;
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- Физкультурная минутка;
- Дыхательные упражнения;
- Релаксация;
- Индивидуальная корректировка действий.
Принципы реализации программы :
1. Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (дети) или возрастной (обучающиеся первого класса) группе он предназначается.
2. Принцип коррекционно-развивающей направленности процесса.
3. Принцип комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
4. Принцип доступности.
5. Принцип самоутверждения и самореализация обучающихся.
6. Принцип компетентности.
Ожидаемые результаты:
1. Развиты умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развитое умение ребенка правильно держать ручку, карандаш, фломастер.
3. Развиты зрительно-моторные координации.
4. Развита творческая активность, пространственное мышление, фантазия.
Формы контроля эффективности программы – коллективная работа на последнем занятии программы, которая и покажет уровень развития мелкой моторики рук обучающихся первого класса.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество занятий: 18, продолжительностью по 30-35 минут каждое.
Количество участников: 10 - 12 человек.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п Тема Плановые сроки прохождения Кол-во часов Примечание
1. Вводное занятие. Диагностика. Коллективная работа «Зоопарк». Вторая неделя сентября 35 минут
2. Наши пальчики не спят, а хотят трудиться. Третья неделя сентября 35 минут
3. Плетение косичек. Вторая неделя октября 35 минут
4. Плетение косичек (продолжение). Третья неделя октября 35 минут
5. Завязывание узелков. Вторая неделя ноября 35 минут
6. Завязывание узелков (продолжение). Третья неделя ноября 35 минут
7. Самолеты за облаками. Вторая неделя декабря 35 минут
8. Лодки за волнами. Третья неделя декабря 35 минут
9. Человек под проливным дождем. Вторая неделя января 35 минут
10. Человек под радугой. Третья неделя января 35 минут
11. Чик-чирик, я в домике. Первая неделя февраля 35 минут
12. Чик-чирик, я в домике (продолжение). Вторая неделя февраля 35 минут
13. Плетение сложных кос. Вторая неделя марта 35 минут
14. Плетение сложных кос (продолжение). Третья неделя марта 35 минут
15. Диагностика. Коллективная работа «Зоопарк». Вторая неделя апреля 35 минут
16. Завязывание узелков и связывание полученных веревок в одну. Третья неделя апреля 35 минут
17. Рисование на черной бумаге белыми чернилами. Третья неделя мая 35 минут
18. Рисование на черной бумаге белыми чернилами (сложение картины из картинок, сделанных детьми). Четвертая неделя мая 35 минут
Итого: 10 часов 30 минут
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997
2. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М. : Владос 2003.
3. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку - С. - П. 2004.
4. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : Сфера 2003.
5. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
6. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.