Юлия Ивлева
Программа профессионального саморазвития «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр»
Актуальность
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных
исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои
Публикация «Программа профессионального саморазвития „Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
задачи речевого развития. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается
постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Огромная роль в развитии речи ребенка принадлежит игре – ведущему
виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира.
Наиболее оптимальной формой обучения ребенка дошкольного возраста развитию речи является дидактическая игра.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого
развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и
родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития речи дошкольников через использование дидактических игр.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
разработать перспективный план по использованию речевых
дидактических игр по возрастным группам;
совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в
группе;
• сформировать систему активного взаимодействия с родителями
воспитанников, повысить их уровень психолого-педагогической
компетентности;
• обобщить и распространить собственный педагогический опыт;
• провести анализ реализации плана самообразования.
Ожидаемые результаты.
Для педагога:
повысится уровень профессиональной компетентности по проблеме;
- разработан перспективный план по использованию дидактических игр для развития речи;
усовершенствована развивающая предметно-пространственная среда;
сформируется система активного взаимодействия с родителями
воспитанников;
подготовлено выступление по итогам работы и обмену опытом с
коллегами;
проведен анализ реализации плана самообразования.
Для воспитанников:
- обогащение словаря воспитанников, сформируется грамматический строй и звуковая культура речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- сформируется умение связно и образно высказываться;
- разовьётся речевая активность;
- сформируется интерес к игре
Для родителей:
повысится уровень психолого-педагогической компетентности родителей;
- повысится ответственность и осознанное отношение к речевому развитию детей;
сложится система активного взаимодействия с родителями.
План работы для достижения поставленных задач
1 этап – подготовительный
№ Мероприятие Сроки
1. Изучение методической литературы (сентябрь 2018 – декабрь 2018 года):
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. Ю. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М. : Просвещение,1991г.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981г.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2000г.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
5. Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008г.
6. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. : Мозаика-Синтез 2005г.
7. Кладова Е. С., Мурашкина Л. М. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников. – М. : Молодой учёный 2018г.
8. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Сфера, 2006г.
9. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007г.
2. Подбор дидактического материала (ноябрь-декабрь 2018):
1. Д/и на развитие звуковой стороны речи
2. Д/и на развитие лексической стороны речи
3. Д/и на развитие грамматической стороны речи
4. Д/и по развитию связной речи
5. Подбор сюжетных картинок для описательного
рассказа.
6. Изготовление алгоритмов для описания предмета.
8. Изготовление методического пособия «Любимые
игрушки»
3. Составление конспектов ООД для воспитанников по
теме самообразования педагога в течение 2018г.
1. Разработка конспектов ОД по развитию речи для второй группы раннего возраста.
2. Разработка конспектов развлечений и конспектов ОД по развитию речи для младшей группы.
3. Разработка конспектов развлечений и конспектов ОД по развитию речи для средней группы.
4. Подбор консультаций для родителей (сентябрь-декабрь 2018г.):
1. Подбор информации консультаций для родителей.
2. Подбор наглядной информации для родителей.
3. Памятки, изготовление папок-передвижек и буклетов.
2 этап – реализационный (январь 2019 г. – декабрь 2020 г.)
январь 2019г. - май 2019 г. Развитие речи дошкольников раннего возраста посредством пальчиковых игр.
№ Мероприятия Сроки
1 Проведение педагогического мониторинга сентябрь 2019г.
Проведение ООД, наблюдений, развлечений, экскурсий с воспитанниками (январь 2019г. -февраль 2019г., март 2019г.):
2 ОД по развитию речи «Был у Пети и Миши конь» с использованием д/и «Кто что делает?»
ОД по рисованию в нетрадиционной технике «Выпал беленький снежок» с использованием д/и на формирование словаря «Назови животное».
ОД по развитию речи «Спала кошка на крыше» на развитие звуковой стороны речи «Кто как кричит?»
Создание РППС в группе
3 Пополнение бросовым материалом для игры «Закручивание крышек», «Подбери крышечку», «Заполни бутылочку».
Изготовление (пополнение) игр для развития мелкой моторики рук: фасолевые ванночки, игры с крупами, шнуровки, пазлы, игры с бусинками и пуговицами, игры с прищепками и др.
Изготовление кукол для пальчикового театра: вязаный "Теремок", "Колобок", "Репка".
Д/и «Кто как кричит?», «Кто что ест?», «Кто ушёл? Кто пришёл?»
январь-май 2019г.
январь 2019г.
4 Обновить и пополнить картотеки:
Создание картотеки пальчиковых игр.
Разработка комплекса пальчиковой гимнастики.
Картотека д/и по развитию речи.
январь 2019г.
5 Пополнить альбомы (или сделать новые)
Альбом «Домашние животные»
февраль 2019г.
Взаимодействие с родителями
6 Проведение родительского собрания по теме:
Родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», презентация.
Проведение консультаций.
Информация «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет».
Картотека «Пальчиковые игры с ребёнком».
Консультация «Как развивать моторику руки»
Информация «Почему необходимо читать книги детям»
Привлечение к обновлению РППС.
Помощь родителей в изготовлении дидактических игр «Что сначала, что потом?», «Кто как кричит?», «Назови правильно»
январь 2019г.
апрель 2019г.
в течение года
Сентябрь 2019г. - май 2020 г. Развитие речи младших дошкольников
посредством дидактических игр
№ Мероприятия Сроки
1 Проведение ООД, наблюдений, развлечений, экскурсий с воспитанниками:
2 ОД по развитию речи «Наши пальчики» с использованием д/и на развитие звукового строя речи «Изобрази животное».
ОД по познавательному развитию «В гостях у бабушки» с использованием д/и на формирование словаря «Кто это?»
сентябрь 2019г.
ноябрь 2019г.
декабрь 2019г.
май 2020г.
ОД по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике «Что умеют наши пальчики?» (аппликация) с использованием д/и на формирование словаря «Кто спрятался?», «Какой цвет?»
Конспект развлечения «В гости к насекомым» с использованием д/и «Угадай кто это?», «Кто как передвигается?»
Создание РППС в группе
Пополнение дидактическим пособием по развитию речи «Любимые игрушки».
Д/и на развитие звуковой стороны речи «Тихо-громко», «Кто в домике живет?», «Позови свою маму», «Лошадки цокают копытами»
Д/и на формирование словаря д/и «Едет, плавает, летает», «Кто, что это?», «Скажи какой?»
Д/и на развитие грамматической стороны речи «Чего не стало?», «Что где находится?», «Назови ласково»
Д/и на развитие связной речи «Что делает, и что будет делать», «Узнай меня».
сентябрь-декабрь
2019г.
декабрь 2019г.
октябрь-ноябрь
2019г.
4 Обновить и пополнить картотеки:
Картотека дидактических речевых игр для детей 3-4 лет.
сентябрь-октябрь 2019г.
5 Пополнить альбомы (или сделать новые)
Альбом «Птицы нашего края»
Альбом «Дикие животные».
сентябрь 2019г.
декабрь 2019г.
Взаимодействие с родителями
1 Проведение родительского собрания по теме: «Развитие речи младших дошкольников»
Проведение консультаций.
Папка-передвижка «Какие игры нужно иметь дома для развития речи детей 3-4 лет»
Информация для родителей «Словесные игры для детей 3-4 лет»
Привлечение к обновлению РППС.
Оказание помощи в изготовлении дидактического материала к играм, создании альбомов, пальчикового кукольного театра.
Привлечь родителей к изготовлению дидактического пособия по развитию речи.
декабрь 2019г.
сентябрь 2019г.
ноябрь 2019г.
в течение года
Сентябрь 2020- апрель 2021 уч. г. Развитие речи дошкольников среднего возраста посредством дидактических игр
№ Мероприятия Сроки
Проведение ООД, наблюдений, развлечений, экскурсий с воспитанниками:
1 ООД по развитию речи «Чтение стихотворения И. Бунина "Листопад». Составление рассказа о кукле» с использованием д/и «Назови правильно», «Опиши игрушку», «Где спряталась кукла».
ООД по развитию речи «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
Развлечение по развитию речи «Поможем зайчику сделать уроки» с использованием д/и «Назови детёныша», д/и «Кто как разговаривает?», «Из чего сделано?», д/и «Горячий – холодный».
сентябрь 2020г.
ноябрь 2020г.
декабрь 2020г.
ООД с использованием опорных схем «Расскажи о предмете» в течение 2020г.
ОД по составлению рассказов по сюжетным картинам.
Организация сюжетно-ролевых игр с целью развития диалоговой речи детей.
в течение года 2020у. г.
Развлечение: театрализованная игра «Волк и семеро козлят»
декабрь 2020г.
Создание РППС в группе
2 Изготовление дидактического пособия «Лэпбук по развитию речи «Играем вместе»
Д/и на развитие звуковой стороны речи «Найди ошибку», «Найди картинку по первому звуку»
Д/и на развитие словаря «Какой чай?», «Что из чего сделано?», «Антонимы», «Назови одним словом»
Д/и на развитие грамматической стороны речи «Кто, где живет?», «Кто кем был?», «Один-много», «Весёлый счёт»
Д/и по развитию связной речи «Разложи картинки», "Что сначала, что потом?", «Кто, что умеет делать?», «Нелепицы», «Что лишнее?» (игры с картинками)
сентябрь 2020г.
сентябрь-ноябрь
2020г.
Пополнение уголка ряжения новыми костюмами для театрализованных игр.
май 2020г.
Обновить и пополнить картотеки:
Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе.
сентябрь-октябрь 2020г.
Пополнить альбомы (или сделать новые)
Альбом «Составь рассказ по картинке»
Альбом «Алгоритмы для описания»
Альбом «Герои советских и российских мульфильмов»
сентябрь 2020г.
ноябрь 2020г.
декабрь 2020г.
Взаимодействие с родителями
3 Проведение родительского собрания по теме:
Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников. декабрь 2020г.
Проведение консультаций:
Информация для родителей «Речевые игры в кругу семьи»
Буклет «Игры и упражнения по развитию речи»
Консультация «Роль книги в речевом развитии детей»
Консультация «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка»
октябрь 2020г.
декабрь 2020г.
март 2021
май 2021г.
Привлечение к обновлению РППС.
Привлечение родителей к созданию уголков по обогащению РППС «Семья», «Магазин», «Парикмахерская»: оборудовать уголки необходимыми атрибутами.
в течение 2020-2021гг.
Список использованной литературы:
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. Ю. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М. : Просвещение,1991г.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981г.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2000г.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
5. Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008г.
6. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. : Мозаика-Синтез 2005г.
7. Кладова Е. С., Мурашкина Л. М. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников. – М. : Молодой учёный 2018г.
8. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду. Сфера, 2006г.
9. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007г.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru
https://www.1urok.ru
https://www.maam.ru/