МААМ-картинки

Рабочая программа дополнительного образования Кружок «Мастерская росписи»

Наталия Викторовна Князева
Рабочая программа дополнительного образования Кружок «Мастерская росписи»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Раздел: ИЗО – деятельность. Рисование.

Возраст детей:6 – 7 лет (подготовительная группа).

Пояснительная записка

Актуальность

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, о природе, о моделях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель программы кружка – Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Программные задачи:

1. Познакомить детей с произведениями народно- прикладного искусства, с авторскими работами, иллюстрациями, образцами народно- прикладного искусства.

2. Воспитывать интерес к декоративному рисованию.

3. Развивать художественный вкус детей.

4. Развивать чувство цвета.

6. Развивать все приемы рисования всей кистью и концом кисти.

7. Учить составлять самостоятельно узоры.

8. Провести работу с родителями: консультации о народно- прикладном искусстве, оформление мини - музея изделий декоративно – прикладного искусства.

Направления работы: знакомство детей с образцами народных художественных промыслов. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий. Формой работы являются групповые и подгрупповые занятия. Занятия проводятся один раз в неделю.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей, определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Содержание работы: учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

Для развития творческих способностей использовались дидактические игры, раскраски, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, презентаций); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи которого:

- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – Практический.

Задачи его:

- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в виде художественной деятельности - рисовании.

- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, консультации, выставок детского творчества и оформление мини – музея декоративно – прикладного искусства.

В программе используются технические средства обучения: музыкальный центр и ноутбук.

Ожидаемый результат:

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий; Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях. Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ: посещаемость; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Большой интерес детей к народной культуре, и в частности к русскому народному искусству, желании самостоятельно создавать декоративные изделия, побудили организовать в детском саду кружок по декоративно-прикладному искусству «Мастерская росписи».

В основе образовательной деятельности кружка лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:

1. Учет возрастных особенностей старших дошкольников;

2. Принцип комплексного подхода;

3. Принцип сочетания различных форм организации деятельности;

4. Принцип систематичности и последовательности:

5. Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.

Литература:

Комарова Т. С.

Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М. : Педагогическое общество России, 2005

Скоролупова О. А.

Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. –М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009

Соломенникова О. А. Радость творчества: Ознакомление детей с народным искусством: Методическое пособие для воспитателей и педагогов: Для занятий с детьми 5-7 лет, 2008

Швайко Г. С.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Материал:

Изделия декоративно – прикладного искусства, иллюстрации, предметные картинки, дидактические пособия из серии «Альбом для творчества ФГОС Народное искусство — детям», презентации, кисти, краски.

Перспективный план

Месяц Тема Задачи

Октябрь

1. Знакомство с искусством- рассматривание дымковских игрушек.

2. Рисование элементов дымковской росписи.

3. Рисование

«Козлики и петушки».

4. Рисование

«Фартук для дымковской куклы»

1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-дымковской игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус.

2. Учить детей сочетать в узоре крупный элемент-кольцо с мелкими точками, кружками, штрихами; учить равномерно располагать крупные элементы на вертикальной полосе.

3. Закреплять навыки построения композиции узора для украшения животных; закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи.

4. Учить самостоятельно составлять узор на изделии; располагать его в соответствии с формой фартука.

Ноябрь

1. Знакомство с городецкой росписью. Искусствоведческий рассказ.

2. Рисование

«Узор на полосе».

3. Рисование "Городецкие узоры - сколько радости для глаз"

4. Рисование

«Узор для шкатулки»

1. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

2. Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды.

3. Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи.

4. Учить детей рисовать изогнутую цветочную гирлянду с новыми элементами: розаном и купавкой.

Декабрь

1. Знакомство с Полхов - Майданской матрешкой

2. Самостоятельное выполнение росписи матрешки

3. Рисование «Сарафан для Матрешки»

1. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Учить детей самостоятельно выполнять узоры.

3. Учить рисовать полхов - майданские цветы. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Январь

1. Знакомство с творчеством художников иллюстраторов. Творчество Е. И. Чарушина

2. Знакомство с работами Ю. А. Васнецова и Е. М. Рачева

3. Мы –художники – иллюстраторы.

1. Познакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг, воспитывать интерес к иллюстрациям в книгах, познакомить с биографией и творчеством Е. И. Чарушина.

2. Познакомить детей с особенностями творчества и биографиями художников – иллюстраторов Ю. А. Васнецова и Е. М. Рачева.

3. Развивать творческое воображение детей, учить применять уже освоенные умения и навыки рисования.

Февраль

1. Знакомство с росписью нашего края. Псковская роспись.

2. Рисование «Псковские узоры»

3. Знакомство со скульптурами малых форм

4. Псковское гончарное ремесло

1. Познакомить детей с особенностями Псковской росписи, её элементами и колоритом.

2. Украшать плоскостное изображение предметов (разделочные доски) элементами Псковской росписи).

3. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на воспринимаемые произведения скульптуры, учить понимать ее содержание, характерные особенности. Учить отличать произведения скульптуры от игрушки.

4. Создать условия для развития познавательной инициативы детей впроцессе знакомства с гончарным ремеслом.

Март

1. Знакомство с искусством - рассматривание золотой хохломы.

2. Рисование "Золотые травы хохломы"

3. Рисование "Хохломские ложки"

4. Рисование "Салфетница"

1. Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

2. На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

3. Учить самостоятельно расписывать ложку элементами травного орнамента, используя два цвета - черный и красный.

4. Учить детей импровизировать, применяя хохломскую политру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.

Апрель

1. Знакомство с сине -белым чудом гжели.

2. Рисование "Мазковая роспись. Цветочек"

3. Рисование "Праздничное блюдо"

4. Рисование "Расцветай гжель - васильковая"

1. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

2. Учить детей освоению мазковой техники гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.

3. Учить детей освоению простого гжельского орнамента - сеточки.

4. Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего, рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.

Май

Создание в группе мини – музея «Изделия русских мастеров» познакомить с разнообразием декоративно – прикладного искусства, развивать связную речь детей, воспитывать интерес к изделиям русских мастеров.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования Кружок «Мастерская росписи»
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 00:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования Кружок «Мастерская росписи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Викторовна Князева (УИ 502742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД