Елена Колпакова
Программа по самообразованию «Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по самообразованию «Развитие речи детей
старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Воспитателя: Колпаковой Е. И.
2020 – 2021 уч. г.
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Публикация «Программа по самообразованию „Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
• Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
• Формировать грамматический, лексический строй речи;
• Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
• Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
• Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
• Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
• Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
• Развивать мелкую моторику рук.
Актуальность
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.
Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
Методы и приемы.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас-сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Срок Форма работы, содержание Форма отчета
2020-2021 учебный год
Сентябрь Изучение сформированности связной речи Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений.
Октябрь Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи. Активизация и обогащение словаря
Ноябрь Игры с предметами
«Из чего сделано?»
«Узнай, что изменилось?»
Настольные игры
«Моё – не моё»
«Антонимы»
«В лесу»
«Музыканты и
музыкальные инструменты»
Словесные игры
«Подбери слова -
родственники»
«Я начну, а ты закончи»
«Скажи наоборот»
«Отгадай-ка»
Д/игры (метод моделирования)
«Опиши одежду»
«Опиши предмет» Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка»)
Подготовка консультации для родителей.
Декабрь Игры с предметами
«Три ступеньки»
«У кого какой предмет?»
«Магазин игрушек»
Настольные игры
«Определи первый звук в слове»
«Цепочка слов»
«Четвертый
лишний»
«Определения»
Словесные игры
«Радио»
«Кому, что нужно»
«Как лучше сказать»
Д/игры (метод моделирования)
«Опиши животного»
«Придумай загадку» Изготовление игр
Январь - Февраль Игры с предметами
«Для чего нужен предмет?»
«Кто что слышит?»
«Новоселье куклы»
Настольные игры
«Пирамида»
«Цветочный магазин»
«Определения»
«Животные и их детеныши»
«Мир эмоций»
Словесные игры
«Какое слово заблудилось?»
«Скажи какой?»
«Кто как передвигается и кто как подает голос?»
Д/игры (метод моделирования)
«Придумай загадку» «Выучи потешку» Подготовка картотеки по речевой гимнастике.
Подготовка консультации для воспитателей.
Март Игры с предметами
«Что предмет рассказывает о себе?»
«Магазин посуды»
«Похож - не похож»
Настольные игры
«Чей домик?»
«Составь рассказ
по картинкам»
«Найди пару»
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Мир эмоций»
Словесные игры
«Путаница»
«Найди противоположное слово»
«Найди похожее слово»
Д/игры (метод моделирования)
«Перескажи рассказ»
«Опиши время года»
Апрель Игра-путешествие по стране «Развитие речи» Подготовка дидактических, речевых игр
Май Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования»
Литература
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой - М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2014г.
3. Микляева Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
5. Интернет источники: Международный образовательный портал Maam.ru
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
7. Ерофеева Т. И. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
8. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 1983.
9. Карпинская Н. С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.
10. Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду» М. : Мозаика-Синтез, 2015г.
11. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
12. М. А. Жукова «Альбом по развитию речи». – М. : СИМБА, 2017г.