Шохагат Оланян
Программа по самообразованию «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу». на 2018-2019 учебный год
Дата начала работы над темой: января 2018 г. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 г.
Актуальность В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целее осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе. Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера. Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление). Чтобы понять других людей необходимо иметь хорошо развитие мышление и эмоционально - волевые процессы. Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умения вести себя в обществе как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Моя цель - подготовить детей к жизни, дать им путёвку в школьное детство. Если будет сформировано достойное настоящее, то государство и
Публикация «Программа по самообразованию „Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дружба. Учимся дружить
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Речевой этикет, культура общения
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
общество получит от них достойное будущее. Ведь дети станут созидателями новой жизни.
Цель: Выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе; Определить значение художественной литературы в воспитании культуры поведения у дошкольников;
Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: является художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.
Объект проекта: является процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения, дети становятся более общительными, доброжелательными, отличают хорошее от плохого.
Методы работы: Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивает А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. Поэтому, при организации педагогического процесса использую целый комплекс различных методов:
- методы формирования навыков и привычек поведения;
- методы формирования представлений, суждений, оценок;
- методы коррекции.
I группа методов - формирование навыков и привычек поведения обеспечивает накопление у детей практического опыта. К ним относится метод приучения ребёнка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основу метода составляет систематическое, в самых разных ситуациях, побуждение воспитанников к совершению поступков в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п. Данный метод способствует приучению к помощи и взаимопомощи, проявлению заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения, которое
предполагает включение воспитанников в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Например: проводим экскурсию в соседнюю группу или принимаем гостей у себя. Воспитанники должны реализовать свои знания и умения, проявить вежливость, внимание, умение спокойно разговаривать, рассказывать о своих игрушках, знакомить с материалом того или иного уголка группы. Или, например, творческие игры «Путешествия по городу на автобусе», «Театр», «Магазин», - в этих играх дошкольники упражняются в умении применять свои теоретические знания правил культуры поведения и общения на практике.
Метод приучения даёт наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других людей, так как желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. К этой группе методов относятся наблюдение и показ действия. Я предлагаю детям оценить и показать, как бы они поступили в той или иной ситуации. Если они затрудняются, то показываю сама, отмечаю добрые взаимоотношения детей, умение договариваться, а также обращаю внимание на отрицательные моменты, анализирую их.
Большую роль также играет в воспитании метод организации деятельности. Я продумываю организацию, например, коллективного труда, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. А детям рекомендую самим обдумать: что, как они будут делать, кому нужно помочь, как спланировать работу, распределить её. А в конце деятельности помогаю своим воспитанникам правильно оценить общие результаты, вовремя заметить затруднения товарища, организовать взаимопомощь и взаимовыручку, не ждать за это похвалы.
II группа методов, направленная на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, включает в себя:
беседы на этические темы;
чтение художественной литературы и рассказывание;
рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций;
изготовление коллажа;
инсценировки;
моделирование и обсуждение проблемных ситуаций;
обыгрывание художественных произведений с использованием элементов театрализации;
моделирование правил поведения;
рассуждение по пословицам и поговоркам;
детский мастер-класс.
Беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, картин, фильмов, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей, расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будет отражаться действие по правилу, конкретизированное в каждом случае.
В целях предупреждения морализирования, т. е. нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости, использую юмор. Юмор представляет персонажей в смешном виде, высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям, и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков.
В ходе чтения юмористических произведений, например стихотворения С. Михалкова «Фома» или Г. Остера «Вредные советы», дети не только смеются над персонажами, попадающими в неловкое положение из-за их нежелания следовать установленным правилам, но и стремятся идентифицировать себя с положительным образом героя.
Часто использую и прием недочитанного рассказа. Например, при проведении беседы по рассказу В. Осеевой «Строитель» сначала читаю только первую часть рассказа, в которой описывается отрицательный поступок мальчиков, затем задаю вопрос: «Как бы вы оценили этот поступок?», и только после осознания поступка всеми детьми, читаю окончание рассказа. Использование этого приёма учит детей анализировать возникшую ситуацию, развивает умение предвидеть последствия поступков, способствует формированию самоконтроля.
Хорошую помощь оказывает мне метод создания проблемных ситуаций, в которых ребенок встаёт перед необходимостью решать их на основе имеющихся представлений. Например, ставлю на стол конфеты, но их число
меньше, чем число детей. Двоим (троим) детям конфет не хватит. Когда все взяли по конфете, двое (трое) растерянно смотрят на сверстников. Эта, на первый взгляд, простая ситуация позволяет мне понять мотивы поведения детей, оценить поступки, соответствие их моральным правилам, а также сложившийся опыт.
III группа методов направлена на коррекцию поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам формирования культуры общения и взаимодействия, то методы этой группы - вспомогательные. Это методы убеждения, положительный пример, поощрения и наказания. Убеждение ведется через доброе и умное слово, с использованием художественных произведений, пословиц, поговорок.
Эти методы применяются как в образовательной деятельности, так и индивидуально, или с небольшой группой воспитанников.
Перечисляя все методы, используемые при формировании культуры общения и взаимодействия, хочу ещё раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолированно, можно достичь положительных результатов в воспитании дошкольников. А также, если они будут применяться систематически и целенаправленно.
Основные принципы самообразования:
1. Непрерывность 2. Интегративность 3. Целенаправленность 4. Взаимосвязь и преемственность 5. Доступность
Формы работы:
1. Изучение методической литературы; 2. Обзор информации в интернет ресурсах; 3. Помещение своих методических материалов в сеть интернет; 4. Повышение общекультурного уровня.
Ожидаемый результат:
1. Разработка новых форм, методов и приёмов обучения и воспитания детей; 2. Появление дружеских взаимоотношений между детьми, обогащение словаря детей «вежливыми» словами; 3. Развитие интереса у детей к художественной литературе;
4. Повышение уровня знаний родителей по данной теме; 5. Обобщение и трансляция опыта.
Этапы самообразования:
1 этап – подготовительный 2 этап – основной 3 этап – заключительный
1 этап – подготовительный
Сроки: Январь 2018 г.
Проведение диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Эмоционально отзывчивый», «Способный управлять своим поведением», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками». Изучение научной литературы и методических пособий (перечень см. литература и методики). Написание плана на год. Планирование пополнения предметно-развивающей среды. Проведение родительского собрания на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста». Этические беседы «Зачем говорят “ Здравствуй “», «Вежливая просьба». Анализ результатов диагностики детей по интегративным качествам «Нравственное воспитание» Выставка детских художественных литературных произведений морального содержания. Чтение доклада родителям на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
2 этап – основной
Апрель 2018 г. – Май 2019 г.
Взаимодействие с родителями и педагогом театральной деятельности при изготовление напольной и настольной ширм для проведения кружковой работы. Организация кружка «Сказки - добрые друзья» раз в неделю в вечернее время. Чтение произведений авторов : А. Барто «Вовка - добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость». Консультация для воспитателей младших групп «Нравственное воспитание, детей младшего дошкольного возраста, через игру с использованием малых фольклорных форм».
Октябрь - Ноябрь
Совместный проект с детской районной библиотекой «День чтения- круглый год». Подготовка к инсценировки по сказки В. Сутеева «Яблоко». Изготовление атрибутов. Взаимодействие с педагогами доп. образования, родителями, а также младшими группами детского сада. Подготовка к методическому объединению. Подборка необходимой информации. Создание мультимедийной презентации на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу». Инсценировка и показ сказки «Яблоко» для групп младшего дошкольного возраста.
Декабрь
Создание наглядного пособия «Цветок нравственности», взаимодействие с родителями. Познакомить детей с чтением художественной литературы через диафильмы. Рассматривание и обсуждение эмоционального поведения и особенностей мимики и жестов героев произведений Интервью с детьми «Дружба, добро и зло». Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «Лев и собачка», «Карасик» и др. Обсуждение с детьми нравственного смысла. Папка передвижка для родителей «Что читалось в группе», «Поучите вместе с нами». «Круглый стол» для родителей «Ребенок и книга». (Анкетирование, как часто читают дети дома).
Январь
Подготовка с детьми к выставке книг (чтение небольших рассказов, определяющие положительные и отрицательные качества людей; пересказ; сочинение своих сказок, рассказов; рисование иллюстраций к ним; изготовление книг с содержанием нравственных понятий). Создание наглядного пособия «Волшебная корзина» на определение положительных и отрицательных качеств человека. Взаимодействие с родителями. Выставка книг «Мы писателями стали» для родителей и воспитателей др. групп. Папка - передвижка для родителей «Воспитание детей средствами художественной литера - туры».
Февраль
Тематическая неделя «Книги о трусости и храбрости». Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка» - русская народная сказка (чтение книги, просмотр диафильма, рассматривание иллюстраций, репетиции). Заучивание с детьми новые игры на создание без конфликтной обстановки в группе: «Давай поздороваемся», «Всем-всем, до свидания». Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас». Показ кукольного театра русской народной сказки «Заюшкина избушка» для групп старшего дошкольного возраста. Выставка книг «Русские народные сказки».
Март
Продолжать создавать рассказы собственного сочинения. Взаимодействие с родителями, с руководителем художественного творчества. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов. Выставка книг собственного сочинения «Мы писателями стали» для детей среднего и старшего возраста.
Апрель
Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях «дружба», «добро», «зло». Этические беседы: «Береги книгу», «Надо вещи убирать, не придется их искать» (о бережливости). Чтение и обсуждение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Мультимедийная презентация.
3 этап – заключительный
Май 2019 г.
Проведение итоговой диагностики детей по формированию таких интегративных качеств как «Эмоционально отзывчивый», «Способный управлять своим поведением», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками». Проведение родительского собрания с использованием не традиционных методов. (Круглый стол и чаепитие). Мультимедийная презентация для родителей по итогам года темы: «Нравственное воспитание». Итоговый анализ результатов диагностики детей по интегративным качествам «Нравственное воспитание».