МААМ-картинки

Палочки Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста (3 фото)

Эрдынеева Светлана Максимовна
Палочки Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Все мы знаем, что ребята 3-5 лет гораздо успешнее воспринимают информацию, если теоретическое объяснение подкрепляется яркой и понятной практической иллюстрацией. Учитывая именно эту особенность детской психики, Джордж Кюизенер и создал свои знаменитые палочки.

Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками".

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, методика проведения универсальна, потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, которая через моторику ребенка формирует математические понятия. Так же они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера – это 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика. Длина их колеблется от 1 до 10 сантиметров.

Каждая палочка соответствует какому-то числу. Самая короткая палочка обозначает единичку-1 см. Самая длинная -10 см. Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Всего получается 5 семейств или классов.

Палочки Кюизенера могут храниться в отдельном пакете или коробке, но лучше всего — если это будет специальная коробка с отсеками, предназначенными для каждой палочки. Дети по окончанию работы должны правильно подобрать «домик» для каждого «семейства» и аккуратно разложить палочки по отсекам.

Работу с Палочками Кюизенера можно начинать с детьми годовалого возраста и до 7 лет. Их можно использовать как на занятиях по математике, так и по обучению русскому языку.

Занятия с использованием цветных палочек позволяют решать следующие задачи:

Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);

Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);

Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;

Освоение прямого и обратного счета;

Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);

Усвоить отношения между числами (больше-меньше на.)

Познакомить со свойствами геометрических фигур;

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

В русском языке используются при выделении ударного слога и деления слова на слоги.

Методика применения.

Первый этап работы с палочками Кюизенера игровой

Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.

Для начала будет этап ознакомления: ребенок возьмет палочки в руки и рассмотрит. Такое полезное задание развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая.

Для детей будет понятнее, если вы постараетесь донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый (можно использовать игрушки из киндер-сюрпризов для обыгрывания)

Некоторые примеры заданий на начальном этапе:

1. Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.

2. Положите две любых палочки. Эти палочки одинаковые или разные? Чем они отличаются?

3. Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. «Представьте, что это конфеты». Попросите детей отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Дети должны догадаться, какая палочка пропала.

4. Сколько белых палочек поместиться в одной красной? Сколько светло-зеленых поместиться в одной синей?

5. Построим пирамидку.

6. Для годовалых детей можно начать строить дорожку для машинки.

7. Найдите самую короткую палочку и самую длинную.

8. Покажите палочку красного цвета, покажите палочку синего цвета. Какая длиннее? (Задания на определение цвета и сравнения величин)

9. Построй лесенку. Какого цвета ступеньки? (можно использовать игрушки от Киндер-сюрпризов: кто прошел по лесенке вверх? Кто прошел по лесенке вниз)

10. Построим забор для трех медведей. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

11. Для развития представлений о количественных отношениях детям предлагают выполнить следующие задания и ответить на вопросы:

-Найдите и покажите одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек.

-Палочек стало больше (меньше? (Вопрос задают после того, как добавляют или убирают одну или несколько палочек).

12. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

Задания по развитию конструкторских способностей, воображения.

1. Поиграть в сюжетную игру. Мишка решил навестить своего друга Зайца. До зайца путь далек, пешком долго идти. На чем поедет Мишка? (поезд, машина, корабль)

2. Построить дорогу. Построить железную дорогу. Вдоль дороги растут. (деревья). Едем, проезжаем домик утки, едем дальше, проезжаем домик волка….(Важно обратить внимание на размеры домика: у утки-маленький, у волка - большой)

Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого.

Например: У Винни-Пуха большая тарелка, У Пятачка маленькая. Положите столько белых конфет, сколько вместится на тарелку. Сколько поместиться на большую тарелку конфет? Сколько на маленькую?

Освоение отношений по длине, высоте.

Используются различные игровые задачи: "Я спрятала палочку длиннее желтой. Найдите ее! (Скажите какую). Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".

Составление ковриков, составление узоров.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же" Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т. д. Составление узоров.

Следующий шаг - развитие у детей количественных представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?"

Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. В 3-4 года воспитатель или родитель предлагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька.

- А теперь найдите "З", Какого цвета палочка "З"? Положите голубую палочку "3" под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик.

- Сколько же ступенек в лесенке? Три.

- Давайте проверим, не ошиблись ли мы?

Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий:

- Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз).

- Первая. А которая по порядку розовая палочка?

- Вторая. А голубая - третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку "один" и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем. А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет "шагать" по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет.

Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 6, положили перед собой. Дети строят числовую лесенку относительно числа "6" (вверх и вниз). Можно строить лесенку иначе. Например, воспитатель называет число четыре, дети находят палочку и кладут ее выше числа "6", оставляя расстояние, так как между палочками, обозначающими число "4" и "6" должна быть еще одна палочка. Далее воспитатель называет, к примеру, 8,2,9, 5,3,1, 7,10. Подобное упражнение следует периодически повторять.

Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?". В случае затруднения предлагается задание на сравнение двух чисел, например, 3 и 4, определить, какое из чисел меньше, какое больше, проверить ответ с помощью палочки "1". Ребенок поясняет, что если рядом с голубой палочкой положить белую, то получится четыре.

Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д.

Построй по образцу.

Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе. На примере счетных палочек ребенок легко понимает понятия «больше» и «меньше», как в числовом выражении, так и по длине, высоте, массе и объему, «левое», «правое», «длинное», «короткое», «между», «каждый», «одна из.», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого (или другого) цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Подводя итог, хочу сказать: развивая способности детей уже с младшего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы мы все вместе способствуем интеллектуальному, познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.

Палочки Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста
Фото №1 Каждый дошкольник маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир Фото №2 Задача воспитателей помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности дать пищу уму ребенка
Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Роль балансборда в развитии детей дошкольного возрастаРоль балансборда в развитии детей дошкольного возраста Балансборд — популярный и эффективный инструмент для улучшения общего физического развития детей. Эти доски одновременно веселые и сложные,.

Дидактическая игра «Палочки-смекалочки» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Палочки-смекалочки» для детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Палочки – смекалочки»(для детей дошкольного возраста)Цель:интеллектуальное и творческое развитие детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Палочки Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 10:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Палочки Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эрдынеева Светлана Максимовна (УИ 2605569) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД