Тарасова Елена
Конспект занятия «Формирование и организация экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и организация
детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Василёк»»
Тарасова Е. Н.
Михайлов. 2016г.
Публикация «Конспект занятия „Формирование и организация экологической культуры детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
Задачи.
Обучающие:
Систематизировать и дополнять знания о явлениях живой и неживой природы, о растительном и животным мире.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе (круговорот воды в природе).
Развивающие:
Развивать интерес детей к происходящему.
В загадках развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки объекта.
развивать диалогическую речь.
Активизировать в речи слова и выражения (круговорот воды в природе, экологическая катастрофа).
Развивать внимание, любознательность, пытливость, умение делать умозаключения.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность за собственные поступки.
Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемных ситуаций.
- (Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает им поздороваться).
Ребята, а вы обратили внимание, какое у нас в зале красивое солнце?
Вместе с солнышко встаём, вместе с птицами поё м:
С добрым утром!
С ясным днём!
Вот как славно мы живём!
Я предлагаю подарить гостям и солнышку наши улыбки и тепло своих рук.
(Дети улыбаются и машут руками). Мы все почувствовали, какое ласковое, доброе и тёплое солнышко у нас сегодня. Оно освещает и греет нашу Планету.
(Звучит космическая музыка. На экране появляется изображение нашей планеты с тёмными пятнами, слышится голос Земли: «Я – Земля. Люди, ваша планета в опасности! Земляне, а вы слышите меня? Придите на помощь! Спасите меня)
Воспитатель. Ребята, как мы должны поступить? (ответы детей) Да, надо помочь нашей планете и непременно спасти её. Наш общий дом – планета Земля. Человек – часть природы, и поэтому просто обязан жить в согласии с ней. И вот здесь нам пригодятся ваши знания о природе.
Задание №1
Попробуйте - ка отгадать загадки:
Летом шубу надевает, а зимой её снимает (Лес).
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза).
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (Дуб)
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьёт хоботком душистый сок. (Бабочка)
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо (Василёк)
И родители и детки
Носят модные беретки. (грибы)
Посмотрите, ребята, благодаря вашим стараниям на нашей планете пропало пятно, и планета стала чище и краше. Спасибо вам, ребята!
Задание №2.
Продолжим проверять ваши знания о природе, и предлагаю следующее задание - «Четвёртый лишний».
Я назову вам 4 слова, внимательно слушайте, думайте и только потом скажите, какое же слово лишнее и объясните почему.
(В это время на мольберте появляются картинки)
Заяц, ёж, лиса, шмель (звери и насекомое);
Трясогузка, паук, скворец, сорока (птицы, насекомое);
Бабочка, стрекоза, енот, пчела (насекомые животное).
А теперь усложним задачу, попробуйте тоже задание выполнить на слух.
Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук (Насекомые и птица);
Лягушка, комар, жук, бабочка (насекомые и земноводное).
Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями! Ребята, посмотрите, на нашей планете пропало ещё одно пятно.
Подвижная игра. Ребята, а вы знаете, что такое круговорот воды в природе? (предполагаемые ответы детей). Поможет нам во всё разобраться игра «Ходят капельки по кругу».
Предлагаю вам превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка, напоминающая дождь). Я – мама Тучка, а вы, капельки, мои весёлые детки. Полетели капельки на землю… Прыгают, играют. Скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они вместе, и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, Она без вас соскучилась.
Так что же такое круговорот воды в природе? (ответы детей)
Мы получили новые знания, и пропало ещё одно пятно.
(Стук в дверь)
(Воспитатель подходит к двери, ему передают Жалобную книгу)
Задание №3.
Ребята, это ЖАЛОБНАЯ КНИГА, прислала её Фея Природы. Предварительно она мне позвонила и рассказала, что побывала в своих владеньях: в лесу, на реке, в поле и часто слышала жалобные голоса растений. Все жалобы Фея Природы записала вот в эту книгу.
Давайте перелистнём книгу. Посмотрите, на 1-ой странице нарисована одинокая ель и пеньки. А вот и подпись «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем я одна осталась. А ведь вокруг меня росли когда-то ёлки-красавицы. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
Как быть, ребята? Как правильно поступить? (подвести детей к ответу, что нельзя рубить свежие ели, нужно приобрести искусственную или купиить ёль, специально для Нового года выращенную в питомнике. А рядом с одинокой елью посадить молодые саженцы и ухаживать за ними)
А теперь посмотрим 2-ую страницу, посмотрите молодые дубки, липки, клёны тоже написали жалобу. Читаю: «Жалуемся мы на лыжников. Снег укрыл молодые деревца, одни макушки торчат. А лыжнику всё нипочём, топчут нас и портят. Просим внимания и защиты».
Ребята, как же им помочь? (проложить лыжню в стороне от молодых саженцев)
Ребята, а на третьей странице изображены птицы, какие? (синицы, снегири, свиристели. воробьи, сороки – зимующие). В чём же заключается жалоба птиц? Послушаем: «Птичьих столовых у нас много. За это вам, ребята, наше птичье «спасибо». Но беспорядков много в птичьих столовых; меню однообразное, каша мороженая да хлебные крошки. Да и это часто снегом заносит. Сегодня – густо, а завтра – пусто.
Как помочь птицам? Кому, какой корм приготовить? (ответы детей)
( можно провести игру: стоят несколько кормушек с картинками птиц, на отдельном столе разнообразный корм для птиц, дети разносят корм по кормушкам)
Игра «Покорми птиц»
(Снегирь, свиристель – высушенные ягоды боярышника, шиповника, рябины;
Синицы, поползни – мясопродукты;
Щеглы, воробьи – пшеница, овёс, просо;
Дятлы – семечки подсолнуха, тыквы, не жареные).
Ребята, мы справились и с этим заданием, и пропало ещё одно пятно.
(Входят туристы, играют на гитаре, разворачивают еду, бумагу бросают, бутылки, одноразовую посуду, салфетки и уходят, оставляя после себя беспорядок)
Ребята, посмотрите, какой беспорядок в лесу! Какая красивая была поляна, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, бутылками, грязной бумагой. Ужас! Как помочь поляне? (Убрать мусор).
Физкультминутка «Наведём порядок в лесу»
Проблем так много на Земле,
Ведь экология в беде!
Мой друг, остановись и посмотри по сторонам:
Отходы, мусор тут и там
Площадки, парки, улицы, дворы,
Ах, как людьми засорены!
Остановись и помоги:
Пусть будут чистыми дворы.
Какой ответ ты можешь дать?
Готов ли ты планету охранять?
Ребята, наша планета Земля огромна и прекрасна, но очень ранима. Скажите, что мы с вами можем сделать для того, чтоб не появились на ней тёмные пятна экологических катастроф? (Не загрязнять лес, двор, свой город мусором, беречь молодые деревца, кормить птиц зимой, правильно вести себя в природе, не рубить ёлки на Новый год).
А давайте изготовим специальные знаки, которые будут предестерегать людей от неверных поступков.
(аппликация из готовых форм)
Посмотрите, на планете с вашей помощью пропали все пятна.
Голос планеты. Я хочу отблагодарить за вашу заботу обо мне, о планете Земля, я принимаю вас в союз «Юные защитники планеты».
Ребята, но наше занятие не закончилось. Я предлагаю вам сходить в наш знакомый лес, развесить кормушки для птиц и наши знаки.