Ирина Балахонова
Использование фланелеграфа как средства методического обеспечения учителя-логопеда по формированию звукопроизношения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного звукопроизношения – одна из важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста, особенно с общим недоразвитием речи (ОНР). Успех коррекционной работы во многом зависит от методического обеспечения, выбора эффективных и интересных для детей средств обучения. Фланелеграф, как простое и доступное дидактическое пособие, занимает особое место в арсенале учителя-логопеда. Его использование позволяет сделать процесс обучения более наглядным, игровым и, следовательно, более эффективным.
Фланелеграф – это доска, покрытая мягкой тканью (фланелью, к которой прикрепляются фигурки, картинки и другие предметы из войлока, фетра или других материалов с шероховатой поверхностью. Это делает его незаменимым помощником в работе логопеда над звукопроизношением у детей с ОНР по нескольким причинам:
Наглядность: Фланелограф позволяет визуализировать звуки, слова и предложения. Дети видят, как меняются картинки в соответствии с изменением звуков, что способствует лучшему усвоению материала. Например, можно использовать картинки с изображением предметов, начинающихся на один и тот же звук, или картинки, иллюстрирующие разные слоги и слова.
Игровая форма: Работа с фланелографом легко превращается в игру. Дети с удовольствием участвуют в расстановке картинок, составляют из них рассказы, отгадывают загадки, что повышает их мотивацию и интерес к логопедическим занятиям. Например, можно организовать игру "Составь предложение", где дети составляют предложение по картинкам, выложенным на фланелеграфе, правильно произнося все звуки.
Дифференциация звуков: Фланелеграф позволяет эффективно дифференцировать похожие звуки, например, [С] и [Ш], [З] и [Ж]. Можно использовать картинки с изображением предметов, названия которых различаются только одним звуком, и просить детей правильно их назвать и расположить на фланелеграфе.
Автоматизация звуков: С помощью фланелеграфа можно автоматизировать поставленный звук в различных позициях слова. Например, можно использовать карточки со словами, содержащими звук, который отрабатывается, и просить детей правильно произнести слова и разместить соответствующие картинки на фланелеграфе.
Развитие фонематического слуха: Фланелеграф может использоваться для развития фонематического слуха. Например, можно предложить детям выбрать картинки, названия которых содержат заданный звук, или найти "лишнюю" картинку среди других.
Фланелеграф – это универсальное и эффективное дидактическое пособие, которое значительно расширяет возможности учителя-логопеда в работе по формированию звукопроизношения у дошкольников с ОНР. Его использование делает процесс обучения более наглядным, интересным и эффективным, способствуя успешной коррекции речевых недостатков. Важно помнить, что фланелеграф должен быть только одним из элементов комплексной логопедической работы, дополняющим другие методы и приемы.