Аня Ананьева
Формирование культуры общения у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрывается важность формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста, а также, при каких педагогических условиях дидактические игры могут выступать в качестве педагогического средства формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: общение, культура общения, дидактические игры, средний дошкольный возраст.
Публикация «Формирование культуры общения у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В современном мире предъявляются высокие требования к изучению личности ребенка в целостной системе нравственных отношений, поэтому проблема формы поведения личности, эстетики поведения, а также непосредственно культуры общения и взаимодействия становится все более актуальной.
В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации. Большое внимание в современных программах уделяется нравственному воспитанию ребенка, успех которого во многом зависит от формирования культуры общения со сверстниками и взрослыми.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга[3]. А успешное сотрудничество ребенка со сверстниками в самостоятельной деятельности невозможно без культуры общения.
Исследованием культуры общения детей занимались Г. М. Андреева, Л. М. Архангельский, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. А. Мудрик, Б. Д. Парыгин, В. С. Библер и др. Этими авторами отобраны методологические принципы анализа общения, даны определения понятия, описаны характеристики факторов, влияющих, на развитие общения.
В педагогическом словаре, понятие «культуры общения» это система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.
Существуют разные способы, формы, средства для развития общения детей дошкольного возраста. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Структура дидактической игры (дидактическая задача; игровые действия; правила игры; результат) позволяет формировать культуру общения детей дошкольного возраста играючи, в естественной игровой среде.
Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого и современности (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, Л. А, Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Л. В. Артемова, А. К. Бондаренко, С. Н. Карпова, Э. К. Суслова, М. В. Степанова и др).
Дидактические игры активно способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Благодаря использованию дидактических игр у дошкольников формируются нравственные представления: о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Анализ литературных источников позволил выявить противоречие между тем, что дидактические игры обладают возможностями влияния на формирование культуры общения у детей дошкольного возраста и тем, что в воспитательном процессе ДОУ дидактические игры в качестве средства формирования у детей среднего дошкольного возраста культуры общения практически не изучались.
Целью нашего исследования стало определение педагогических условий формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх.
Экспериментальной базой исследования являлось МБДОУ «Аликовский детский сад № 1 «лку» с. Аликово, Аликовского района Чувашской Республики. В эксперименте приняли участие 40 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) : 20 детей составили контрольную группу и 20 составили экспериментальную группу.
В работе были задействованы методики, позволяющие исследовать составляющие культуры общения детей : «Наблюдение детских взаимоотношений» (автор Г. А. Широкова, «Рукавички» (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Целью методики «Наблюдение детских взаимоотношений» стало описание конкретной картины взаимодействия детей, выявление интересных фактов, отражающих особенности общения ребенка в естественных для него условиях. Методика «Рукавички» предназначена для изучения сформированности коммуникативных умений детей.
Наблюдение детских взаимоотношений показало следующие результаты: детские взаимоотношения в контрольной и экспериментальной группах не отличаются. В целом 60% детей экспериментальной и 64% контрольной группы имеют высокий уровень взаимодействия. Эти дети проявляют инициативу в отношениях, всегда разделяют радость и огорчение сверстника. Очень часто согласовывают собственные действия с действиями другого, замечают пожелания и настроения сверстника и подстраиваются под него.
Низкий уровень взаимоотношений со сверстниками наблюдался у 12% испытуемых экспериментальной и такого же количества испытуемых контрольной группы. Это дети не проявляли инициативу в отношениях, они либо старались не привлекать внимание сверстника, либо постоянно раздражались, кричали, оскорбляли сверстников или даже дрались. У остальных детей был выявлен средний уровень взаимоотношений.
Результаты по методике «Рукавичка» показали, что в экспериментальной группе выявлено детей со средним уровнем – 50%, в контрольной группе – 60%. Детей с низким уровнем в экспериментальной группе – 50%, а в контрольной группе – 40%. Детей с высшим уровнем сформированности коммуникативных умений не оказалось.
Исследование показало, что большинство детей в процессе совместной деятельности не замечают друг друга, не умеют осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, не осуществляют взаимопомощь по ходу рисования, радуются за неудачи других детей, укоряют друг друга и жалуются воспитателю, не умеют рационально использовать средства деятельности : делиться карандашами, идеями, стараются срисовать, отнять карандаши у других детей.
После проведенной диагностической работы на констатирующем этапе эксперимента мы сделали выводы о том, что уровень культуры общения у детей среднего дошкольного возраста находится на среднем или низком уровне. В основном для детей характерно то, они не проявляют инициативы в общении, сами не вступают в беседы, в разговоры или могут быть активны в общении, но не могут правильно строить отношения с другими людьми, в результате могут возникать конфликты с другими детьми. Дети с низким уровнем культуры общения вообще не проявляют инициатив в общении, чаще предпочитают молчать, с трудом устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми.
Результаты теоретического анализа и эксперимента показали необходимость проведения целенаправленной работы по формированию культуры общения у детей среднего дошкольного возраста. Педагогические условия гипотезы позволили подтвердить о том, что при соблюдении определенных условий целенаправленное использование дидактических игр может выступать эффективным средством формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – Москва : Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 276 с.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.edu.ru