Папки-передвижки

Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста

людмила макарова
Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольствено - вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей дошкольного возраста.

Публикация «Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В середине двадцатого века некоторые представители человечества получили знания о ядерной реакции и, махнув этим мечом, уничтожили людей и все живое в городах Хиросима и Нагасаки. Затем был Чернобыль и другие. В настоящее время определенная часть людей стремится к владению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении. Находясь в потоке информации, рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливает свое развитие и входит в мир страдания. Он создает материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое – воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни. Перед семьёй, дошкольными учреждениями стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности ребенка.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

В нашем образовательном учреждении мы создаем условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие детей. Работая над этой программой, мы исходили из конкретных возможностей детского сада, проанализировали психологическую готовность детей к обучению, индивидуальные особенности дошкольников, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления работы детсада : духовно-нравственное и здоровьесберегающее. Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций. Детский сад создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Мы представляем дошкольное учреждение как открытую социально - культурную систему, имеющую основной задачей – воспитание детей, способных активно и творчески действовать в обществе, обеспечивать его функционирование и развитие. Поэтому, используя все свои возможности, создается специфическая образовательная воспитывающая среда, в зависимости от интересов, склонностей и возможностей наших детей. Главной целью деятельности «ЦРР детсада «Сказка» является формирование социально - мобильной личности выпускника на основе ее интеллектуального, духовно-нравственного, психологического развития при условии сохранения и укрепления здоровья, основ здорового образа жизни. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада дошкольной жизни, включающего воспитательную, учебную, социально значимую деятельность дошкольников. Программа основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, направлена на воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Цели:

• Формирование представления о Православной культуре как о части русской культуры и факторе становления русского национального характера.

• Осмысление Православия как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия.

• Формирование отношений к православным канонам и традициям как к культурным ценностям.

• Уважение к религиям других народов.

• Развитие умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра. Потребности творить добро.

• Обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития

высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Познавательные задачи:

Возвращение в активную лексику и в процессе развития личного самосознания подрастающего поколения понятий, наполненных высоким духовным смыслом : совесть, честь, стыд, справедливость, долг, правда, истина, вера, надежда, любовь и т. д.

Понимание детьми законов духа и нравственности в нашем языке, образовании, жизни, самосознании.

Знакомство с основами православного учения и истории Православия.

Развитие способности к оценке явлений жизни с позиций православной этики.

Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа.

Развивающие задачи:

Эстетическое развитие в направлении уточнения и возвышения чувств ребенка.

Общекультурное развитие ребенка.

Достижение устойчивости эмоционального состояния, закладывание прочных духовно-нравственных основ физического и психического здоровья ребенка.

Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Воспитательные задачи :

Воспитание уважительного отношения к своей культуре, гражданской позиции ребенка.

Воспитание направленности к добродетельной жизни.

Воспитание зачатков нравственного воспитания.

Воспитание семейной ориентации.

Воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека,

Любовь к окружающей природе, Родине, семье;

Воспитывать нравственные качества личности ребё нка: милосердие, доброжелательность, справедливость, честь, правдивость и. тд.

Принципы, лежащие в основе программы :

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 1 учебный год (9 месяцев) по 1 занятию в неделю, длительностью 20 - 25 минут.

Численность детей в кружке – 17 человек. Возраст детей 5-6 лет.

Учебно-тематический план работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Сентябрь:

1. Сбор семян сорных трав на корм птицам зимой.

2. НОД «Славен человек трудом своим».

3. «День богатыря». Развлечение для детей.

4. Капустные посиделки (развлечение).

Октябрь:

1. Выставка изделий изо льна (фото).

2. НОД «Лён-ленок».

3. Выставка работ детей. «Рукодельница».

4. Беседа на тему «Заготовка продуктов на зиму».

Ноябрь:

1. Развешивание кормушек.

2. Чаепитие с пряниками и варёным сахаром.

3. Экскурсия в краеведческий музей.

4. Развлечение «Проводы топтыгина». (День рождения ноябрьских детей).

Декабрь»

1. «Посиделки – калядки».

2. «Праздник русской зимы».

3. «Приходите в гости к нам» (Праздник для бабушек).

4. Новый год в русском стиле.

Январь:

1. «Приз тётушки лени» - праздник потешного фольклора.

2. Рождественские посиделки.

3. Чаепитие с пирогами.

Февраль:

1. НОД - рисование и аппликация на ткани «Вышивка полотенец».

2. Игры на снежных горках.

3. «Масленица»- развлечение на последней неделе месяца.

Март:

1. «Хозяюшка» - выставка взрослого и детского рукоделия.

2. «Жаворонки прилетите – весну-Красну принесите»- праздник весенней песни.

3. НОД «Жаворонки» (лепка из солёного теста).

4. Подготовка рассады – опытная работа в уголке природы.

Апрель:

1. «Потеха - семейный праздник».

2. Праздник пасхи и весны.

3. Роспись пасхальных яиц – НОД.

4. НОД - рисование веточек вербы.

Май:

1. «Радость и труд рядом живут»- праздник бытового фольклора.

2. НОД - «Россия-Родина моя».

3. Посев бархатцев в уголке природы.

4. Создание коллективной работы птиц в технике оригами.

Не менее важным условием нравственно-духовного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям.

Знакомство дошкольников с родным посёлком, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой– подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей, посещение музея и детской библиотеки.

Традиционно патриотизм – одна из неотъемлемых черт духовно – нравственной личности. Мы проводим беседы, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в параде на 9 мая и возложение цветов к памятнику ВОВ.

Считается, что восприятие красоты и добра идет в единстве. Человек, который тянется к прекрасному, никогда не совершит аморального поступка. Дошкольники эмоционально более открыты, поэтому более тонко воспринимают картины, театральные постановки, прослушивание сказок, спектакли, раскрывающие нравственные поступки, моральный облик. Расширяем кругозор детей через приобщение их к устному народному творчеству. Знакомим с народными сказками, пословицами, поговорками, народными приметами.

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Существует немало форм организации совместной работы воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Праздники: «День рождения Осени», «Праздник елки»; досуги: «Широкая масленица», «Жаворонки прилетите – весну-Красну принесите»; развлечения: «Зимние забавы», «Мама – солнышко моё», «Папа может все, что угодно!», «Потеха - семейный праздник» и др. В них принимали участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой.

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Предполагаемые результаты:

В результате изучения «духовно – нравственной культуры» дети приобретают знания о сотворении мира, о разных путях его познания, о соотношении веры и науки, о нравственных основах человеческих отношений, о Православии как религии русского народа, о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, о происхождении традиций, праздников, обычаев своего народа, о важности хранения традиций предков. Приобретают навык вести диалог, ставить вопросы, искать на них ответы коллективно и самостоятельно, вести разговор смыслового и нравственного содержания, расширяют словарный запас терминов из области истории и культуры восточно-христианской цивилизации, и, таким образом, готовясь к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего места в обществе, подготавливают к более углубленному освоению гуманитарных и естественнонаучных предметов в школе, углубляют понимание событий истории и современности.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно-нравственной культуры в условиях перехода на ФГОС до. Презентация Формы работы с детьми: 1. Духовное образование (занятия, беседы, поручения). 2. Воспитательно –оздоровительное образование (праздники,.

Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры «Бабушкин сундучок» Рабочая программа кружка «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет «Я — ты — мы» Программа кружка «Я – ты – мы!» для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет на 1 год обучения Составитель: Киреева Наталья.

Рабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рабочую программу "Куклы из бабушкиного сундука" Данная программа кружка «Кукла.

Рабочая программа кружка «Прялица» по приобщению детей к истоком народной культуры Пояснительная записка. Интерес к проблеме воспитания духовно- нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Воспитание культурой» Образовательная программ клубной работы с детьми 3-4 лет Пояснительная записка «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Воспитание культурой» Образовательная программа клубной работы с детьми 5-7 лет Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом национального.

Рабочая программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «О правах – играя! Пояснительная записка. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического.

Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская изба» Нормативные документы Рабочая программа по реализации образовательного содержания ОПДОУ в условиях ФГОС. Рабочая программа - это комплексная.

Рабочая программа творческой мастерской «Лего-Мастер» для детей старшего дошкольного возраста I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Программа разработана на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду НРМДОБУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2018 в 22:26
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем людмила макарова (УИ 721932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД