Наталья Леньшина
Программа по подготовке к школе детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по подготовке к школе детей 5-7лет
на основе авторской программы «Преемственность» Федосовой Н. А. и др.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Публикация «Программа по подготовке к школе детей 5–7 лет» размещена в разделах
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;
7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Зеленодольская СОШ»
8. Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
9. Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
УУД, предпосылки которых можно начинать формировать в дошкольном возрасте:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. В начале и в конце года обязательно проводится обследование детей по пособию «Готов ли я к школе?»
Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Преемственность между содержанием образовательных областей дошкольного образования, а также модулями и пособиями программы «Преемственность»
Образовательные области дошкольного образования Модули и пособия программы «Преемственность»
Социально-коммуникативное развитие Модуль «Родной дом». Модуль «Трудовая деятельность»
Познавательное развитие Модуль и пособие для детей «Зелёная тропинка». Модуль и пособие для детей «Математические ступеньки». Модуль «Конструирование»
Речевое развитие Модуль и пособие для детей «От слова к букве». Модули «Речевое общение» и «Развитие речи» и пособие для детей «Риторика для маленьких»
Художественно-эстетическое развитие Модуль и пособие для детей «Волшебный мир народного творчества». Модуль «Музыка»
Физическое развитие Модуль «Физическая культура»
Преемственность между содержанием учебных предметов начального общего образования, а также модулями и пособиями программы «Преемственность»
Учебные предметы Модули и пособия программы «Преемственность» Количество занятий
Русский язык
Литературное чтение Модуль и пособие для детей «От слова к букве»
Модули «Речевое общение» и «Развитие речи» и пособие для детей «Риторика для маленьких»
1
Математика Модуль и пособие для детей «Математические ступеньки» 2
Окружающий мир Модуль и пособие для детей «Зелёная тропинка» 1
Основы духовно-нравственной культуры народов России Модуль и пособие для детей «Родной дом» 1
Изобразительное искусство и художественный труд Модуль и пособие для детей «Волшебный мир народного творчества»
2
Музыка Модуль «Музыка» 1
Технология Модуль «Трудовая деятельность»
Модуль «Конструирование» 3
Физическая культура Модуль «Физическая культура»
Всего 17
Для реализации программы используется УМК «Преемственность»:
Федосова Н. А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М. : Просвещение, 2013 г.
Федосова Н. А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М. : Просвещение, 2014 г.
Волкова С. И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к
школе. - М. : Просвещение, 2015 г.
Плешаков А. А. Зелёная тропинка: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М. : Просвещение, 2015г.
Шпикалова Т. Я. и др. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5–7 лет. - М. : Просвещение, 2015г.
Риторика для маленьких: пособие для детей 5-7 лет / (Р. И. Никольская, О. С. Сорокко). – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами.
Знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Умеет сочувствовать и откликаться на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Любознательный, активный. Интересуется новыми, неизвестными для него в окружающем мире явлениями. Умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; контролирует свою деятельность по результату; адекватно понимает оценку взрослого и сверстника.
Способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Умеет применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.