Елена Бенецкая
Программа «Психологическая подготовка детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребенком. Многим детям все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, но и эмоциональный интеллект, личностные качества ребенка, коммуникативные навыки.
Публикация «Программа „Психологическая подготовка детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Становление личности – одна из важнейших сторон нравственного воспитания, которое включает в себя освоение растущим человеком моральных ценностей, формирование нравственных качеств и способности жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении.
Нравственное развитие ребенка основывается на следующей структуре:
Когнитивный компонент (нравственное сознание) – знание нравственных норм, знание о том, что хорошо, а что плохо.
Эмоциональный компонент (нравственные чувства) – чувства, которые вызывают у ребенка эти нормы (ребенок может знать, что жадным быть плохо, но при этом негативно относиться к этой норме – ведь жадным быть так выгодно)
Поведенческий компонент (нравственная направленность поведения) – реальное поведение ребенка, оно может как соответствовать моральным нормам, так и противоречить им.
Знание не всегда принимается ребенком на эмоциональном уровне. Задача педагогов и родителей не только дать знания, но и способствовать их принятию, одобрению со стороны малыша – их реализации им в повседневных поступках. А это возможно лишь через практическую деятельность: личный пример, игру, этюды, упражнения.
Проблемой педагогов-психологов в маленьких городах, поселках является непросвещенность населения, недоверие. Большинство родителей не созрели для принятия психологической помощи. Но есть вопрос, который волнует всех без исключения родителей – это подготовка ребенка к школе.
Чтобы расположить к себе родителей, вызвать в них интерес и доверие, мной и была выбрана именно эта тема «Психологическая готовность ребенка к школе». Чем больше я изучала материал, тем больше убеждалась в актуальности данной проблемы, тем более, что и администрация детского сада, и воспитатели сделали заявку именно по этому вопросу. Нарабатывать материал начала с 1998 года. Разработала план работы кружка «Фантазеры» - куда вошли 28 занятий, которые проводились в подготовительной группе 1 раз в неделю. На этих занятиях больший акцент делался на развитие психических процессов : мышление, память, внимание и т. д.
Но диагностические исследования детей, анкетирование родителей и воспитателей побудили меня к созданию новой программы, где на первый план вышли задачи на развитие коммуникативных способностей, эмпатии, структуру самосознания, которую образуют следующие компоненты: самооценка, притязание на признание, образ себя как представителя определенного пола.
Занятия организуются в игровой форме, т. к. это основной вид деятельности дошкольников. Проводятся с детьми подготовительной логопедической группы 1 раз в неделю, с октября по апрель.
Цель: Подготовка детей к школе.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных качеств, преодоление барьера в общении, снятие психического напряжения.
2. Формирование эмоционально-мотивационной установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
3. Расширение представлений детей о школе, снятие страха перед школой; формирование у детей позиции «Я – школьник».
4. Развивать интеллект дошкольников : образное логическое мышление, все виды памяти, внимание, восприятие, речь, готовить руку к письму.
По традиции каждое занятие начинается с речевки – это дисциплинирует, объединяет ребят и настраивает на работу.
Все занятия состоят из подбора дидактических, подвижных игр, этюдов и упражнений, благодаря которым занятия проходят динамично, интересно и помогают решить все указанные выше задачи. Частая смена деятельности позволяет не допустить утомления и на протяжении всего занятия удерживать внимание детей, желание заниматься.
Планируемый результат:
1. 100% подготовка детей к школе.
2. Положительная мотивация к обучению в школе.
3. Развивать у детей такие качества как терпимость, усидчивость, дисциплинированность, доброта, взаимопонимание, доброжелательность, активность.
Тематический план
I Развитие коммуникативных навыков, преодоление барьера в общении, снятие психического напряжения.
II Развитие эмоциональной сферы, самосознания и индивидуальности.
III Расширение представлений о школе, принятие себя в роли ученика.
IV Развитие психических процессов (мышление, речь, внимание, память, восприятие)
Игры, этюды, упражнения: «Соберитесь вместе», «Давайте поздороваемся», коллективное сочинение сказки, «Встаньте все те, кто…», «Мое настроение», «Подарок на всех», «Сбрось усталость», «Нарисуй настроение» и т. д.
Этюды и упражнения: «Угадай эмоцию»,
«Лото настроений», «Новая кукла», «Баба Яга», «Золушка», «Назови похожее» и т. д.
Беседа «Кое-что о школе», чтение стихов и произведений о школе, знакомство с умными книгами: словарями, энциклопедиями, учебниками и т. д.
Дидактические игры и упражнения: «Пальчиковая гимнастика», «Угадай загадку», «Найди по описанию», «Плохо-хорошо», «Что изменилось?», «Непохожих не бывает» и т. д.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Гаврина С. Е. и другие «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать»
Ярославль 1997г.
2. Калинина Р. Р. «Тренинг развития личности дошкольника»
С - П 2002г.
3. Козлова С. А. «Мой Мир – приобщение ребенка к социальному миру»
Москва 2000г.
4. Лебеденко Е. Н. «Развитие самосознания и индивидуальности»
Москва 2003г.
5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения»
Москва 2001г.
6. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»
Ярославль 1997г.
7. ТРИЗ : журналы «Дошкольное воспитание» №№7-8,9-10 за 1992г. ;
№№3,4,6 за 1993г. ; №№5,10 за 1994г. ; №№4,6 за 1995г.
8. Хухлаева О. В. «Лесенка радости»
Москва 1998г.
9. Чистякова М. И. «Психогимнастика»
Москва 1990г.
10. Шипицина Л. М. и другие «Азбука общения»
С - П 2001г.