марина долгобородова
Программа кружка «Говоруша» для детей 4–5 лет с ЗПР
ПРОГРАММА КРУЖКА «Говоруша»
Содержание программы направлено на создание системы комплексной помощи детям 4- 5 лет с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые коррекционные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации коррекционного процесса.
Содержание
. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „Говоруша“ для детей 4–5 лет с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
2. Цели и задачи реализации рабочей программы
3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
4. Планируемые результаты освоения рабочей программы
I. Содержательный раздел
1. Структура занятий
2. Комплексно – тематическое планирование
3. Список литературы
. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Группа безречевых детей неоднородна. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.
Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.
Содержание программы направлено на создание системы комплексной помощи детям 4 - 5 лет с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые коррекционные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации коррекционного процесса.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое направление предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве, регуляция мышечного тонуса, активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление – развитие речи детей : развитие артикуляционной и мимической моторики, развитие речевого дыхания, выработка умеренного темпа речи, координация речи с движением, совершенствование произносительных навыков и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
В работе с неговорящими детьми приобретаемые на индивидуальных занятиях слова и фразы пропеваются в сочетании с движениями, проводятся двигательные игры, направленные на стимуляцию активной речи. В результате их двигательное подражание становится более точным и эмоционально дифференцированным. Кроме того постоянное повторение одних и тех же речевых форм способствует развитию речевой активности, слоговой структуры, грамматики.
Новизна программы логоритмики состоит в том, что в данном дошкольном образовательном учреждении такие занятия еще не проводились. Логоритмические занятия посещают дети, у которых отсутствует речь (зпр, речевой негативизм) или диагностировано ОНР 1 уровня.
Занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную гимнастику;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.
Задачи реализации программы :
Стимуляция речевой и психической активности.
Развитие эмоционального общения со взрослым.
Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию — эхолалии).
Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.
Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Принципы построения программы :
Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. Гласные звуки формируются в первую очередь, затем звуки раннего онтогенеза.
Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
4. Планируемые результаты освоения программы :
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
расширение словарного запаса
Способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, артикуляционную гимнастику
Способность ориентироваться в пространстве
Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами.
II. Содержательный раздел.
1. Структура занятий.
Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 15-20 минут, 1 раз в неделю, 32 занятия в год. Зачисляются дети средней -старшей группы по результатам диагностики с логопедическими заключениями : онр 1-2 уровня ( сопутствующие заключения : зпр, речевой негативизм, аутизм).
Занятие включает в себя:
- Координация движений, ориентация в пространстве, переключаемость движений (физминутки с музыкальным сопровождением и пением, фонетическую ритмику, пение слогов и распевок)
- Развитие моторики кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика)
- Развитие артикуляционного праксиса, диафрагмального дыхания, силы голоса.
- Формирование понимания обращенной речи, естественные речевые реакции. Упражнения на координацию речи с движением, игры с речевым сопровождение. Формирование диалогической формы общения (музыкально-ритмические упражнения, пение песен).
2. Комплексно – тематическое планирование.
Месяц Неделя Тема
Сентябрь 3 неделя Осень
Сентябрь 4 неделя Осень
Октябрь 1 неделя Овощи
Октябрь 2 неделя Овощи
Октябрь 3 неделя Фрукты
Октябрь 4 неделя Фрукты
Ноябрь 1 неделя Человек
Ноябрь 2 неделя Человек
Ноябрь 3 неделя Семья
Ноябрь 4 неделя Семья
Декабрь 1 неделя Дом
Декабрь 2 неделя Дом
Декабрь 3 неделя Одежда
Декабрь 4 неделя Одежда
Январь 2 неделя Посуда, пища
Январь 3 неделя Посуда, пища
Январь 4 неделя Домашние птицы
Февраль 1 неделя Домашние птицы
Февраль 2 неделя Домашние животные
Февраль 3 неделя Домашние животные
Февраль 4 неделя Зима
Март 1 неделя Зима
Март 2 неделя Дикие животные
Март 3 неделя Дикие животные
Март 4 неделя Дикие животные жарких стран
Апрель 1 неделя Дикие животные жарких стран
Апрель 2 неделя Птицы
Апрель 3 неделя Птицы
Апрель 4 неделя Транспорт
Май 2 неделя Транспорт
Май 3 неделя Весна
Май 4 неделя Весна
3. Список литературы:
1. Пожиленко А. Г. Артикуляционная гимнастика. - С-П., 2004.
2. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики--- Смоленск, 2007.
3. Крупенчук О. И. Ладущки. Пальчиковые игры для малышей. – С-П., 2008.
4. Травкина Ж. А. Слоговые упражнения.
5. Информация из электронного ресурса.