Светлана Самуткина
Программа кружка «Волшебная тестопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Программа кружка „Волшебная тестопластика“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка- любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробо-вать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать. Изделия, сделанные из соленого теста, источают теплоту и уют. А сколько радости доставит занятие лепкой маленьким непоседам.
Программа «Волшебная тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но обогащает детей яркими разносторонними представлениями о жизни человека и общества. Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, формирует аккуратность и терпение.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из солёного теста расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Актуальность
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
• Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• Синхронизирует работу обеих рук;
• Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
• Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
• Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
• В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба.
Тестопластика выполняет следующие функции:
• Коррекционно-развивающую – развитие и коррекция всех психических функций (восприятие, внимание, движение, моторика и координация движений и т. п)
• Обучающую – расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умение видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную – развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную – преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
• Воспитательную – развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Цель работы: подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей. Формирование коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
Задачи
• Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности через занятия лепкой из соленого теста;
• Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;
• Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
• Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
• Развивать у детей эстетический и художественный вкус.
• Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами.
• Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.
Преимущество соленого теста
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Предполагаемый результат:
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый педагогом.
Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
Окрепшая моторика рук.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в выставках.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
1 Знакомство с замешиванием соленого теста, материалами и инструментами для работы Познакомить с историей тестопластики, с основными инструментами, используемыми при работе с соленым тестом; рассказать о возможностях использования дополнительных приспособлений (стеки, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, вилка, расческа, ткань) и правилами безопасной работы с ними.
Развивать тактильные оущения…Познакомить с организацией рабочего места, культурой труда.
2 «Овощи и фрукты» Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм (шар, цилиндр) учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке
3 «Гусенички» Упражнять детей в передаче формы гусеницы с использованием приемов лепки пальцами. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
4 «Ветка рябины»
(1е занятие) Упражнять детей в умении лепить ветку рябины, композиционно передавая её строение.
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Закрепить умение применять знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание). .
5 «Ветка рябины»
(2е занятие) Упражнять детей в умении лепить ветку рябины, композиционно передавая её строение.
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Закрепить умение применять знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание).
6 «Волшебный гриб» Закреплять умение детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки). Закреплять умение создавать выразительную композицию (красиво размещать вылепленные предметы.
7 «Бабочки – красавицы» Учить детей передавать образ бабочки с помощью использования знакомых приемов лепки: оттягивание, сглаживание. Закреплять умение создавать симметричную выразительную композицию.
8 Декоративное панно «Подкова» Учить детей передавать форму подковы с помощью использования знакомых приемов лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание. Закреплять умение создавать симметричную выразительную композицию.
Октябрь
1 «Волшебная рыбка» Закреплять умения детей передавать образ рыбки с помощью использования знакомых приемов лепки: раскатывание оттягивание, сглаживание. Закреплять умение создавать выразительную композицию. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
2 «Петушок» Учить детей передавать форму петушка с помощью использования знакомых приемов лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание. Закреплять умение выразительно создавать фигуру петушка. .
3 «Уточки» Учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Учить лепке уточки из из 5-6 частей разной формы и величины конструктивным способом с передачей характерных особенностей.
4 «Ёжики» Развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
5 «Мухомор» Лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке
6 «Осенний натюрморт» (1е занятие)
Познакомить детей с приемами лепки цветов, листьев, фруктов и овощей.
Развивать фантазию, при раскрашивании готовых поделок.
Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
7 «Осенний натюрморт»
(2е занятие)
Познакомить детей с приемами лепки цветов, листьев, фруктов и овощей.
Развивать фантазию, при раскрашивании готовых поделок.
Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
8 «Подсолнух» (1е занятие)
Вырабатывать умение на картонной основе при помощи теста, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон,
Ноябрь
1 «Подсолнух» (2е занятие)
Продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки); вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали.
2 «Аквариум» Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощение фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм. Развивать способности, совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуёй.
И. А. Лыкова «Рыбка, рыбка где ты спишь?».
3 «Совята» Продолжать закреплять умение воспроизводить последовательность всех действий при составлении композиции;
Учить делать сувениры из соленого теста;
Развивать навыки мелкой моторики рук;
Развивать творческую активность, фантазию, воображение абстрактное мышление;
Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Соленое тесто разных цветов, паетки, бисер, картон, кисти, баночки с водой, салфетки.
Иллюстрации с изображением совы.
4 «Плюшки – завитушки»
Показать приемы лепки различных продуктов.
Развивать умение лепить из теста, приучать ребенка к аккуратной работе за столом.
Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями
5 «Птички-невелички» Познакомить с особенностями лепки птиц, имеющих разное строение, определением габаритных размеров крыльев. Познакомить с приемом раскройке крыльев по выкройке из бумаги. Соединение различных материалов. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста.
6 «Смешарики» Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях
7 «Заяц-хвастун»
Развивать образное восприятие и представление.
Развивать умение создавать изображение по знакомой сказке.
Учить изображать дикое животное, передавая его характерные особенности (тело овальное, голова круглая, длинные уши).
Учить передавать позу, движение.
Упражнять в использовании различных приёмов лепки.
Отрабатывать приёмы лепки пальцами: прищипывание, оттягивание.
8 «Осенняя ярмарка» Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.
И. А. Лыкова мастерилка «Домашний натюрморт»
Декабрь
1 «Варежки для малышки» Учить детей вдавливать детали в тестовую основу; формировать интерес к работе с тестом; учить располагать детали на шаблоне, развивать мелкую моторику. Развивать эстетический вкус и ориентировку на ограниченной плоскости.
2 «Снежинки» Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;
Развивать художественно - творческие способности, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
3 «Эх, Валенки!» Способствовать развитию творческих способностей.
Учить детей передавать форму и характерные особенности валенок.
Учить детей украшать готовые изделия паетками и бисером.
4 «В лесу родилась елочка»
Учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы
5 «Снеговик» (подсвечник) Учить самостоятельно, применять в лепке знакомые способы работы, отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т. д.). И. А. Лыкова.
6 «Новогодние игрушки» (1е занятие)
Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.
7 «Новогодние игрушки» (2е занятие)
Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму.
Январь
1 «Еловая веточка» (1е занятие)
Развивать художественно - творческие способности, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
2 «Еловая веточка»
(2е занятие) Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимними праздниками и за наряженной елкой, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;
3 «Здравствуйте, ребята – пингвинята» Показать способ лепки пингвинов разных размеров (большого и маленького);
Совершенствовать умение раскатывать тесто прямыми движениями, немного заостряя вверху" Делать углубление внизу; Развивать образное восприятие;
Учить составлять композицию.
4 «Бельчонок»
Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.
Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
5 «Корзинка»
Учить лепить корзинку конструктивным способом. Развивать творчество детей, эстетический вкус, добиваться выразительной формы.
6 «Овощи и фрукты для сюжетно ролевой игры «Магазин»
Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки. Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно ролевой игры.
Февраль
1 «Коты на крыше» Способствовать закреплению интеллектуальных навыков.
Развивать представление, воображение, фантазию. Учить составлять композицию.
2 Подвеска-«Сердечко»
Развивать мелкую моторику рук: вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями; Закрепить умение применять знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание). Вызвать желание готовить подарки для родных
3 «Черепашка» Развивать художественно - творческие способности, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
4 «Поляна сказок» Закреплять навыки изготовления игрушек. Формировать настойчивость, развивать умение получать удовольствие от полученного результата своего труда. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
5 Подарок для папы.
«Рамочки для фотографий» Познакомить с приемом вырезания отверстий при помощи лекал, формочек.
Повторить приём наложения одной детали на другую.
Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
6 «Декоротивная пластина» Продолжать учить детей передавать нужную форму с помощью использования знакомых приемов лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание. Закреплять умение создавать симметричную выразительную композицию
7 «Цветы для мамы» Вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок.
Март
1 «Ваза для мамы» Развивать художественно - творческие способности, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
2 «Декоративные подвески-Медальоны» Продолжать учить детей передавать нужную форму с помощью использования знакомых приемов лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание. Закреплять умение создавать симметричную выразительную композицию
3 «Бусы и браслеты» (в подарок девочкам) Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).
Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т. д., нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус.
4 «Черепашка» (1е занятие)
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.
Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
5 «Черепашка» (2е занятие)
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.
Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
6 «Пчелка» Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.
Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
7 «Поросёнок в тазике».
.Учить составлять фигурку поросёнка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать палочки для скрепления деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее. Закрепить умение лепить тазик, используя приём вдавливания, выравнивания краёв. Вызвать интерес к творчеству.
8 «Птицы» Способствовать дальнейшему развитию навыков планирования работы. Совершенствовать умения делать композицию. Воспитывать любовь к птицам.
Апрель
1 «Лепка пасхальных яиц» (1е занятие)
Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.
Познакомить детей с народными пасхальными традициями.
Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани.
Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов.
2 «Лепка пасхальных яиц» (2е занятие)
Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.
Познакомить детей с народными пасхальными традициями.
Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани.
Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов.
3 Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.
Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).
Развивать творческую активность.
Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
4 «Погремушка» Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия.
Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
5 «Чудо тортик» Учить детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы. Закреплять умение создавать выразительную композицию, красиво размещать вылепленные предметы.
6 «Панно из ромашек"
(1е занятие) Учить детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы. Закреплять умение создавать выразительную композицию (красиво размещать вылепленные предметы.
7 «Панно из ромашек"
(2е занятие) Учить детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы. Закреплять умение создавать выразительную композицию (красиво размещать вылепленные предметы.
Май
1 «Божья коровка» Продолжать закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы.
Подводить к образной оценке результатов работы.
2 «Подарок родным ко Дню Победы». Учить лепить из соленого теста барельеф с изображением цветка, используя приемы скатывание шара, приплющивание его, скатывание «капелек».
- развивать мелкую моторику рук, воображение.
3 «Лягушки – хохотушки»
Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями для получении овальной формы;
Показать способ украшения, путем вдавливания или надреза (рот, перепонки);
Соединять детали с помощью воды.
4 «Паучок» Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в тестопластике Соленое тесто разных цветов, картинки, открытки с изображением всякой выпечки, бисер, паетки, стеки, кисти, баночки с водой, салфетки.
5 «Зайчик с морковкой» Продолжать учить детей лепить из соленого теста.
Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.