Валентина Радушкевич
Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
«Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее мозг, тем совершеннее речь, а значит, и мышление». (И. П. Павлов)
Данная программа направлена на развитие речи и сенсорного опыта детей младшей возрастной группы через развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Программа кружка „Наши пальчики играют“ для детей младшей возрастной группы, Часть 2» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Научно доказано, что тонкие движения пальцев приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что положительно влияет на развитие детской речи. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Исходя из этого утверждения, в данной программе представлен комплекс специальной организованной деятельности для работы мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, развитию познавательной активности, формированию интеллектуальных способностей.
Программа составлена на основе личных наработок и изучения соответствующей методической литературы.
Перспективное планирование кружка «Наши пальчики играют»
Сентябрь
1-2 недели
1. Игра на развитие тактильного восприятия «Какие это волосы?»;
2. Игра с водой, самомассаж «Водичка»;
3. Игра на выкладывание разными пуговками «Точка, точка, запятая…»;
4. Игра на нанизывание с использованием пластилина и бумажных человечков «Втыкалочки»;
5. Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»
3-4 недели
1. Игра с бумагой «Вытри ушки»;
2. Фольклорная пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»;
3. Игра на выкладывание спичками «Наш дом»;
4. Игра с мозаикой «Подари коту нос, рот…»;
5. Игры с прищепками «Оденем лесных друзей»
Октябрь
1-2 недели
1. Игра на развитие тактильного восприятия с использованием игрушек «Найди такой же домик»;
2. Игры с песком «Спрячь в песок игрушку», пересыпание крупы ложкой из одной емкости в другую;
3. Игра на нанизывание с использованием пирамидки «Это что за теремок?»;
4. Пальчиковая игра «Этот пальчик…». Сортировка гороха и фасоли;
5. Самомассаж карандашом между ладонями по всей длине пальцев «Дровишки»;
3-4 недели
1. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.
2. Игра на выкладывание счетными палочками «Выкладывание дорожки»;
3. Пальчиковая игра «Сорока-сорока…»;
4. Игра с водой, самомассаж «Семья»;
5. Игра на развитие тактильного восприятия с использованием коробки с отверстиями и овощей «Готовим салат вместе с мамой»
Ноябрь
1-2 недели
1. Пальчиковая игра «Петушок»;
2. Игра с мозаикой «Курочка и цыплятки», «Цыплятки и зернышки»;
3. Игра с бумагой «Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц;
4. Игра с семечками и крупами «Угощение для птиц».
5. Игра с бумагой «Кому листик?»
3-4 недели
1. Игра с водой, самомассаж «Игрушки»;
2. Игра на нанизывание с использованием пирамидки и игрушки «Собери игрушку»;
3. Игра с пластилином «Украсим наш мячик»;
4. Пальчиковая игра «Дружат наши дети»;
5. Игра на развитие тактильного восприятия с использованием больших и маленьких мячей и игрушек «Помоги мишке найти мячик».
Декабрь
1-2 недели
1. Самомассаж с использованием ваты «Снегопад в лесу»;
2. Игры на выкладывание счетных палочек и картонных треугольников «Ежик потерял колючки»;
3. Игра с пластилином «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек);
4. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются – елка получается;
5. Игра на развитие тактильного восприятия «Чудесный мешочек» (новогодние подарки для белочки, зайчика, лисички).
3-4 недели:
1. Игра с бумагой «Маленькая елочка»;
2. Пальчиковая игра «Улитка, улитка»;
3. Игра на нанизывание с использованием елочных бус «Собери бусы на елку»;
4. Игра с мозаикой с пластилином «Как на горке – снег, снег…»;
5. Самомассаж «Этот мячик не простой» («колючим мячиком») ;
Январь
1-2 недели
1. Игры с водой, самомассаж пальчиков грецким орехом;
2. Игра с бумагой «Спрячем мишку в сугроб»;
3. Игра на выкладывание с использованием счетных палочек и картонных заготовок «Рукавичка» (по образцу);
4. Пальчиковая игра «Зима»
5. Игра с песком и крупами «Посыпаем дорожку».
3-4 недели
1. Игра на развитие тактильного восприятия с использованием плоскостных игрушек одной фактуры и разной величины «Кто в домике живет»;
2. Игра с мозаикой «Белый снег»;
3. Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»;
4. Игры с бумагой «Снежные хлопья», «Мишка в берлоге» (отрывание маленьких кусочков белой бумаги);
5. Игра с водой, самомассаж пальчиков резиновым мячиком «Непослушные шарики».
Февраль
1-2 недели
1. Игра с водой. Самомассаж карандашом между ладонями «Ищем снеговичка»;
2. Игра на нанизывание со шнуровкой и прищепками «Сушим одежду»;
3. Игра с пластилином «Оденем куклу Машу на прогулку»;
4. Пальчиковая игра «Дом на поляне»;
5. Игра на выкладывание плоскостных предметов на горизонтальной плоскости «Снеговик»;
3-4 недели
1. Игра на развитие тактильного восприятия «Ходим в гости»;
2. Пальчиковая гимнастика «Зайчики», пальчиковая игра «Следы на пластилине»
3. Игра с бумагой «Петушок, петушок, подари гребешок…»;
4. Рисование пальчиками «Найди белочке найти свое дупло;
5. Игра с мозаикой «Гусыня и гусята»;
Март
1-2 недели
1. Игра на развитие тактильного восприятия «Потрогай и скажи»;
2. Игра с водой. Самомассаж «Ладушки»;
3. Игра с бусами «Бусы для моей мамочки;
4. Игра с пластилином «Три каравая»;
5. Пальчиковая игра «Сорока-белобока».
3-4 недели
1. Игра с бумагой «Кто проснулся? Разглаживание бумаги с контурным изображением медведя;
2. Игра на развитие тактильного восприятия «Горячая –холодная»;
3. Игра с водой. Самомассаж зубной щеткой «Дождик льет и капает…»;
4. Пальчиковая игра «Весна пришла»;
5. Игра на выкладывание с использованием гречневой крупы «Почки-листочки».
Апрель
1-2 недели
1. Игра на развитие тактильного восприятия «Разложи обувь по парам;
2. Игра на нанизывание со шнуровкой или прищепками «Чудо-дерево»;
3. Игра с мозаикой «Шьет сапожник на сапожки»;
4. Пальчиковая игра «Лесные дела»;
5. Игра на выкладывание с использованием фасоли, пуговичек «Зайка тапки потерял».
3-4 недели
1. Игра на развитие тактильного восприятия «Маша пьет чай»;
2. Игра с водой. Самомассаж «Сорока варит кашку…»;
3. Игра с пластилином «Чайник»;
4. Пальчиковая игра «»Помощники»;
5. Игра на выкладывание с использованием счетных палочек «Маша пьет чай).
Май
2-3-4 недели
1. Игра на развитие тактильного восприятия «Какое дерево потеряло листочек?»
2. Игра с пластилином «Ромашка»;
3. Игра на нанизывание по образцу «Соберем гербарий»;
4. Игра с водой. Самомассаж с использованием грецкого ореха «Хоровод среди цветов»;
5. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы»;
6. Игра на выкладывание с использованием картонных заготовок цветов, цветных веревок, фломастера «Тюльпан-ромашка»;
7. Игра с бумагой. Оформление коллективной работы из обрывных кусочков цветной бумаги «Подари березке листочки».
Использованная литература:
1. И. П. Афанасьева «Маленькими шагами в большой мир знаний».
2. «Развивающие игры с малышами до трёх лет» (Составитель Т. В. Галанова).
3. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики).
4. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».
5. «Детские частушки, шутки, прибаутки» / под ред. Бахметьевой Т. И., Соколовой Г. Т.
6. Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
8. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
9. Материалы интернет-сети.