Татьяна Державина
Программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с использованием метода сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАБИНИЧСКИЙ ЯСЛИ-САД ОРШАНСКОГО РАЙОНА»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель Заведующий Бабиничским
заведующего по основной яслями-садом Оршанского
деятельности района
Е. А. Чернявская А. В. Косаковская
«01» сентября 2022г. «01»сентября 2022
02-04-01
Программа коррекционно-развивающий занятий педагога-психолога с использованием метода сказкотерапии
Срок реализации программы : с «01» ноября 2022 г
по «07» марта 2023 г
Публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с использованием метода сказкотерапии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Сказкотерапия. Программы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Специалист ответственный за реализацию программы : педагог-психолог
Т. Н. Державина
Содержание программы
1. Пояснительная записка…1
2. Актуальность…2
3. Цель программы… 3
4. Планируемые результаты…3
5. Сроки реализации…4
6. Содержание программы… 4
7. Основные формы и методы по снижению тревожности… 5
8. Список используемой литературы… 8
9. Тематическое планирование занятий…9
Пояснительная записка
В последние годы, как показывает моя практика, наиболее распространёнными явлениями у детей дошкольного возраста, являются тревожность и страхи.
Причин возникновения страхов и тревожности множество. Одним из них, к примеру, является семейное воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом. Причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутрисемейных отношений:
1. Излишняя опека родителей.
2. Условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка.
3. Плохая приспособленность ребенка : тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т. д.
Тревога и страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Для того, чтобы помочь детям приобрести уверенность в себе, научится чувствовать свои эмоции и управлять своим поведением, справится со страхами, была разработана эта программа.
Данная коррекционно-развивающая программа затрагивает такие эмоциональные нарушения, как тревожность, застенчивость, агрессивность, пассивность, страхи, которые корректируются средствами сказкотерапии, игротерапии и арт-терапии.
Методическим материалом к составлению программы послужила книга «Практика сказкотерапии» под редакцией Н. А. Саскович.
Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками. Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного возраста. А так же сборники терапевтических сказок О. Е. Хухлаев, О. В. Хухлаева «Лабиринт души» и «Волшебные капельки счастья».
Актуальность программы
Повышенный уровень тревожности, свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.
Тревожные дети не уверены в себе, бояться играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. Они подвержены страхам, имеют проблемы в общении. У высоко тревожных детей могут развиться невротические черты. Высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Поэтому одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников.
Использование метода сказкотерапии дает возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать дальнейшему развитию.
Цель программы : снижение уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия психоэмоционального напряжения
эмоционального возбуждения используя средства сказкотерапии.
Задачи:
1. Развитие умения адекватно выражать свои эмоциональные состояния, контролировать свое поведение;
2. Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности;
3. Формирование умений позитивного общения со взрослыми и со сверстниками;
4. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания
Программа рассчитана для работы с детьми 5-6 лет.
Форма работы: подгрупповая: 6-8 человек
Занятия проводятся 1 раз в неделю: по вторникам с 10.00 до 10.25
Продолжительность занятий -25 минут.
Программа состоит из 13 занятий, 14 занятие – итоговое.
Формы подведения итогов: открытое итоговое занятие, анализ диагностики тревожности и страхов, наблюдение за деятельностью в группе, общением детей в повседневной жизни.
Планируемые результаты
Проведенная коррекционно-развивающая работа поможет снизить уровень тревожности, повысить уровень представлений о собственной ценности, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
Диагностические методы в работе с ребенком : наблюдение, беседа.
Диагностические методики : «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; Методика по выявлению страхов Захарова А. И., методика диагностики проблем эмоциональной сферы «Силуэт человека» Л. Лебедевой, тест «Сказка» Луизы Дюсс. Кроме того, меня заинтересовали опросники оценки уровня тревожности Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко и П. Бейкер и М. Алворд.
.
Диагностические методы в работе с родителями и воспитателями: беседа, наблюдение, анкетирование.
Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
Опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко
Сроки реализации
Срок реализации программы рассчитан на 4 месяца и включает в себя 3 этапа.
I Этап - подготовительный и занимает 2-3 занятия. Цель данного этапа - объединение детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.
II этап - основной. Он направлен на решение эмоциональных проблем детей, посещающих коррекционные занятия. Занятия строятся по тематическому принципу: одно занятие направлено на решение одного вида проблем. Одна и та же сказка, история воспринимается каждым ребенком по-разному, в соответствии с его знаниями, опытом, мировоззрением, характером, и вызывает различные эмоциональные реакции, часто соответствующие именно его проблемам. Структура каждого занятия остается одинаковой, изменяются предлагаемые игры и упражнения и терапевтические сказки. Основной этап занимает 6-7 занятий.
III этап - заключительный. Строится по принципу предоставления детям максимальной самостоятельности.
Содержание программы
В результате обработки данных первичной диагностики, направленной на определение уровня тревожности у дошкольников старшей группы, мной было выявлено, что некоторые дети имеют тревожность в поведении, выявлено наличие разнообразных страхов.
На основании результатов диагностического обследования некоторым детям рекомендовано посещение групповых занятий с целью коррекции страхов и снижению уровня тревожности.
Передо мной встал вопрос организации психологической поддержки и коррекционной помощи детям дошкольного возраста, определение адекватных и эффективных методов психологической помощи.
Одним из наиболее эффективных и безопасных способов коррекции страхов и тревожности детей является сказкотерапия.
Метод сказкотерапия появился на рубеже 60-70 годов 20 века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учениками. Широко использоваться метод сказкотерапии начал с начала 90 годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К,Нартовой-Бочавер.
Через использование сказки, её сюжетных линий можно решать многие психокоррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов и снижение тревожности.
Сказки позволяют понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
Работая с тревожными детьми, в первую очередь следует придерживаться нескольких правил:
- При чтении или рассказывании сказки должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед детьми так, чтобы они могли видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- Нельзя допускать затянувшихся пауз.
-Ситуация должна содержать актуальную для детей проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить детей самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Читая детям сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как они слушают.
Если беспокойный обычно ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки.
Если спокойный ребенок начинает вертеться - значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания.
Может быть еще третий вариант: тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
Закончив, необходимо обсудить с детьми сказку. Здесь уже воз-можности психолога безграничны,- спрашивать можно обо всем, делится своими мыслями и чувствами с детьми. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Дети должны иметь возможность сказать все, что они думают.
После обсуждения можно попросить ребят нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку.
Рисование при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.
После рисования, предметом обсуждения может стать уже сами рисунки.
Последний этап работы со сказкой. Это - драматизация или «проигрывание» сказки или ее частей. Психолог начинает с того, что раздает роли, решает с детьми, кто будет кем. Задача педагога- психолога- помочь детям усвоить главную идею сказки и увидеть возможности ее применения в жизни.
Таким образом, сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом.
В коррекции эмоциональных нарушений используются методы арт-терапии, сюжетно-ролевой игры, беседа.
Основные формы и методы работы по снижению тревожности
Элементы сказкотерапии : рассказывание сказки или волшебной истории, рассматривание и анализ сюжетных картинок, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
Элементы арт-терапии : рисование акварелью, карандашами, аппликация из бумаги, оригами, лепка;
Элементы игротерапии: игры малой подвижности, сценирование сказки, проигрывание проблемных ситуаций, психогимнатика.
Релаксация.
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия (по Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой).
Этап Назначение Содержание этапа
1. Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.
3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.
4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
7. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Материалы и оборудование:
а) просторное помещение, в котором дети могли бы свободно перемещаться, танцевать, играть.
б) магнитофон для прослушивания сказок или медитативной музыки.
в) чистые листы бумаги,
г) кисти,
д) краски,
е)несколько чистых листов ватмана,
ж)маркеры или фломастеры.
з) каждому ребенку необходим чистый альбом
и) любимая собственная фотография (для создания книги о себе).
к) маленький мячик или шарик для игр,
л)небольшая игрушка в виде забавного человечка или животного.
Список литература
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб. : Изд-во «Речь», 2000.
2. Л. М. Костина, Игровая терапия с тревожными детьми. Издательство «Речь», 2003 ISBN 5-9268-0158-3
3. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : «Сфера», 2008.
4. М. С. Кутовая. Сказки от слез. Бережем нервы родителей. СПб. : Речь, 2007.
5. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2006.
6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - 2-е изд. - М. : Генезис, 2007.
7. Хухлаева О. В. О. Е. Хухлаев «Волшебные капельки счастья» : Терапевтические сказки. _ Москва: Проспект, 2017, -384.
8. Ульева Е. «Что ты чувствуешь? Энциклопедия для малышей в сказках»._ Ростов-на-Дону: Феникс, 2022
9. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ/ Под ред. Н. А. Сакович. - СПБ. : Речь, 2006.
10. Карелина, И. О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция / И. О. Карелина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 248 с.
11. Кошелева, А. Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка / А. Д. Кошелева /Психолог в детском саду. – 2000. - № 2-3. – С. 128-132.
УТВЕРЖДАЮ
заведующий
государственного
учреждения образования
«Бабиничский ясли-сад
Оршанского района»
___А. В. Косаковская
01.11. 2022г.
02-04-01
Тематическое планирование коррекционно-развивающий занятий
педагога-психолога с использованием метода сказкотерапии
№ занятия Тема Цели Содержание Время проведения
1 Знакомство
Объединить детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.
Стабилизировать психические процессы, снять напряжение;
развивать уверенность в себе. Ритуал прветствия
Игра «Выборы»
Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура» (Н. А. Сакович) 1-я неделя
ноября
2 Сказка
«Волшебная поляна» Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
стимулирование творческого самовыражения; развитие произвольности поведения.
Ритуал входа в сказку
Рассказ истории «Волшебная полянка»
Символическое путешествие в волшебную страну «Имя»
Беседа по сказке
Рисование портрета своего имени
Игра «Моё имя»
позволяет детям приобрести новый опыт
Ритуал выхода из сказки 2-я неделя
ноября
3 Сказка «Про веточку»
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Формирование чувства эмпатии, чувства коллектива, групповой поддержки.
Ритуал входа в сказку
«Сказка про веточку»
Беседа по сказке, обсуждение
«Игра со свечой
Ритуал выхода из сказки 3-я неделя
ноября
4 «Сказка о Ежике»
Способствовать снижению тревожности, агрессивности выявление положительных черт личности. Развитие произвольности поведения. Ритуал входа в сказку
Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание
Беседа по сказке, обсуждение
Игра «Вот я какой, пряник» (упражнение из телесно-ориентированной терапии).
Ритуал выхода из сказки 4-я неделя ноября
5 «Сказка про силу»
Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения. Предоставить детям возможность выразить свою агрессивность в играх и упражнениях. Игры для проявления адекватных форм агрессии
Медитация под музыку
Ритуал входа в сказку
«Сказка про силу»
Обсуждение сказки
Рисование и беседа по рисункам
Ритуал выхода из сказки 1-неделя
декабря
6 Сказка «Обида»
Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Предоставить детям возможность выразить свои обиды в вербальной, графической и других формах. Ритуал входа в сказку
«Сказка про обиду»
Рисунок «Обида»
Обсуждение рисунков
Игра в шарики
Ритуал выхода из сказки
2-я неделя
декабря
7 Сказка «Застенчивость»
Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Ритуал входа в сказку
Сказка «Застенчивость» (см. стр. 26 Е. Ульева «Что ты чувствуешь?»)
Беседа по сказке. Обсуждение
Драматизация сказки,
Игра «Я».
Ритуал выхода из сказки 3-я неделя
декабря
8 Сказка «Волнение»
( Направленность: Тревога и беспокойство.)
Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации. Ритуал входа в сказку
Сказка о подсолнечном семечке (О. Е. Хухлаева,
Сказка «Волнение» (Е. Ульева «Что ты чувствуешь?»)
Беседа по сказке. Обсуждение
Игра «Звериные чувства»
Упражнение «Закончи предложения»
Ритуал выхода из сказки 3-я неделя
января
9 Сказка «Белочка-Припевочка»( Направленность: Несамостоятельность)
Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, повышение чувства самостоятельности и уверенности в себе. Ритуал входа в сказку
Сказка Белочка-Припевочка (О. Е. Хухлаева,
Беседа по сказке. Обсуждение
«Проигрывание» сказки.
Ритуал выхода из сказки 4-я неделя января
10 сказка «Приключения медвежонка»
Создание условий для снижения уровня тревожности,
формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»,
развитие произвольности.
Снятие психоэмоционального напряжения, поведения, гармонизация эмоционального состояния. Ритуал входа в сказку
Сказка «Приключения медвежонка»,
Упр. «Закончи сказку» (коллективное сочинение).
Инсценировка сказки.
Создание «Книги о себе» (совместный труд)
Ритуал выхода из сказки 1-я
неделя февраля
11 «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму»
( Направленность:конфликтные отношения с родителями) Гармонизация эмоционального состояния.
Формирование реакции на негативные эмоции, положительного отношения к себе и своим родителям.
Проработка проблем детско родительских отношений, которые вызывают негативные эмоции и эмоциональное напряжение.
Ритуал входа в сказку
Чтение сказки Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму
Беседа по сказке. Обсуждение
Работать над созданием «Книги о себе» (моя семья)
Ритуал выхода из сказки
2- неделя февраля
12 «Сказка про ежика Витю»
( Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности) Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. Ритуал входа в сказку
Повторение. Вспомнить, что было на прошлом занятии.
Чтение сказки про ежика Витю
Обсуждение с детьми
Игра «Подарок другу»
Работать над созданием «Книги о себе» (мой друг
Ритуал выхода из сказки 3- неделя февраля
13 Путешествие в волшебную страну «Фантазия»
Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Ритуал входа в сказку
Символическое путешествие в волшебную страну «Фантазия»
Изготовление сказочных героев. (пальчиковой куклы)
Обыгрывание своей поделки, презентация от имени персонажа.
Ритуал выхода из сказки 4- неделя
февраля
15 Итоговое занятие
1- неделя марта