Анжелика Мананникова
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам:
Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром. В этом блоке сформулированны цели и задачи занятий, представлено познавательное содержание, предложены игры и упражнения для развития высших психических функций.
Содержание второго блока направлено, с одной стороны, на формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов, а с другой, призвано приобщить детей к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Публикация «Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
2.2. Календарно – тематическое планирование
Месяц Тема Количество
занятий
Сентябрь Фрукты 1
Овощи 1
Овощи, фрукты, ягоды 1
Золотая осень 1
Октябрь Игрушки 2
Я и мое тело 1
Дикие животные 1
Ноябрь Поздняя осень 1
Дикие животные: медведь – ёж, заяц – белка, лиса - волк 3
Декабрь Зима 1
Зимующие птицы: сорока – воробей, ворона - синица 1
Новый год 1
Зимние игры и забавы 1
Январь Зимние игры и забавы (продолжение) 1
Одежда 2
Февраль Обувь 1
Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь - свинья 3
Март 8 Марта – мамин день. Весна 1
Моя семья 1
Мебель 1
Посуда 1
Апрель Профессии 1
Наш город 1
Транспорт 1
Весна 1
Май Весенние работы в саду и огороде 1
Домашние птицы 1
Насекомые 1
Всего 34
2.3. Содержание коррекционно – развивающих занятий
Тема Упражнения
Фрукты Найди фрукты. Какая картинка лишняя. Сложи картинку: яблоко. Сенсорные эталоны: фигура, круг. Один - много
Овощи Найди овощи. Зашумленные картинки: овощи. Нелепицы: во саду ли, в огороде. Сложи картинку: корзинка. Цвет: зеленый. Большой - маленький
Овощи, фрукты и ягоды Это ягоды. Сад – огород. Четвертый лишний. Число и цифра: 1, 2. Понятие «пара»
Золотая осень Осень в картинках. Сложи картинку: осень. Нелепицы. Найди предмет, который не похож на другие. Сосчитай и запомни. Логическая задача: грибы.
Игрушки Группы предметов: игрушки. Посмотри и запомни: игрушки. Что сначала, что потом: неваляшка. Найди матрешек одного цвета. Найди недостающую игрушку. Узнай игрушки на ощупь.
Игрушки (продолжение) Что сначала, что потом: пирамидка. Найди одинаковые игрушки. Правильное и неправильное обращение с игрушками. Логическая задача: игрушки. Работа с множествами: сравнение и уравнивание. Числовой ряд.
Я и моё тело Два предмета – одно слово. Что сначала, что потом: портрет. Чего один, чего два: пара. Вот ротик, вот носик. Добавь слово: глаза нужны, чтобы…». Понятия раньше – позже», «до – после». Пространственное положение: лево, право, посередине. Помоги Пятачку и Винни - Пуху.
Дикие животные Кто спрятался. Что сначала, что потом: заяц. Нелепицы: в лесу. Сенсорные эталоны: фигура овал. Величина: большой – маленький, побольше – поменьше, самый большой – самый маленький. Цвет: зеленый, красный, желтый
Поздняя осень Что изменилось. Четвертый - лишний: листочки. Найди одинаковые зонтики. Число и цифра 3. Числовой ряд от 1 до 3. Обратный счет. Прямой счет. Работа со множеством: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу. Времена года: осень – зима.
Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк (продолжение) Назови детеныша. Где чей хвостик. Сложи картинку: лиса, блоки Дьенеша. Пространственное положение: лево – право, верх – низ. Правильно ли художник нарисовал животных. Узнай животных по голосам.
Дикие животные: медведь – еж, заяц – белка, лиса – волк (продолжение) Нелепицы: в лесу. Сенсорные эталоны: фигура круг – овал. Величина: высокий – низкий, выше – ниже. Самый низкий – самый высокий. Цвета: зеленый, красный, желтый, синий. Логические задачи: кто больше; звери. Нелепицы в зоопарке.
Зима Зима в картинках. Сложи картинку: зима. Запомни пары картинок. Варежки. Подбери пару: варежки. Число и цифра 4. Числовой ряд от 1 до 4. Обратный и порядковый счет. Работа со множествами: сравни, уравни, выложи множество, которое равно образцу.
Зимующие птицы: сорока – воробей, ворона - синица Найди зимующих птиц. Что изменилось. Кого не стало. Хлопни в ладоши, когда я назову зимующую птицу. Помоги птицам добраться до корма. Нелепицы: ворона. Время года: зима. Зима – осень. Последовательность, понятия раньше – позже, до – после. Пространственное положение: все. что изучили раньше, и впереди – сзади.
Новый год Фрагменты на картинке. Какой шар забыли положить. Сложи картинку: елочки. Помоги чебурашке. Разложи новогодние игрушки. Сенсорные эталоны: понятие угол. Фигура квадрат, сравнение круг – квадрат. Величина: длинный – короткий, длиннее – короче.
Зимние игры и забавы Запомни сюжетную картинку: зима. Найди отличия: снеговик. Нелепицы: зимняя прогулка. Подбери пару. Сложи картинку: снеговик, блоки Дьенеша. Число и цифра 5. Числовой ряд от 1 до 5. Обратный и порядковый счет.
Зимние игры и забавы (продолжение) Найди тень от снеговика. Сложи картинку: горка. Кубики Никитина. Работа со множествами: сравни. Уравни, выложи множество, которое равно образцу. Независимость числа предметов от их цвета. Времена года: построй последовательность «лето – осень – зима» в прямом и обратном порядке. Понятия раньше – позже, до – после.
Одежда Группы предметов: Одежда. Подбери пару: носки. Какой шарф, не такой как остальные. Нелепицы: одежда. Подбери подходящую заплатку. Сенсорные эталоны: закрепление пройденного материала.
Одежда (продолжение) Подбери пару: варежки. Найди недостающие колпачки. Четвертый – лишний. Пространственное положение: все, что изучали раньше, и «над – под». Раздели геометрические фигуры на части и преобразуй их в целое.
Обувь Группы предметов: обувь. Соедини пары. Где чьи тапочки. Четвертый - лишний. Число и цифра 6. Числовой ряд от 1 до 6. Обратный и порядковый счет.
Домашние животные: корова, кошка – собака, лошадь – свинья (продолжение) Сколько животных за забором? Количество лап. Где чей хвост. Назови детеныша. Кто не такой как остальные. Сложи картинку: свинья, блоки Дьенеша. Сенсорные эталоны: фигура треугольник и его свойства, сравни с другими геометрическими фигурами. Величина: широкий – узкий. Цвет: черный, белый, серый. Логическая задача: узнай животное, найди лишнее.
8 Марта - мамин день. Весна Зачеркни лишний цветок. Что сначала, что потом. Кто что подарит маме. Какой торт отличается от остальных. Сложи картинку: цветочек. Числа 7,8. Числовой ряд. Прямой и обратный счет
Моя семья Семья: кто кому приходится. Найди отличия: семья. Что неправильно на рисунках. Нелепицы: семейный обед. Найди 5 отличий. Найди трех близнецов. Покажи фрагменты изображения. Работа со множеством: образуй множество на 1 больше заданного, сравни, уравни.
Мебель Группы предметов: мебель. Часть – целое: шкаф. Четвертый лишний. Хлопни в ладоши. Когда я назову предмет мебели. Найди тени: мебель. Части суток: день – ночь, утро – вечер, установи последовательность. Пространственная ориентировка на плоскости: углы, края, центр.
Посуда Группы предметов: посуда. Зашумленные картинки: посуда. Сложи картинку: кружка. Подбери пару каждому предмету. Какую чашку забыли поставить. Для чего нужен этот предмет. Сенсорные эталоны: фигура прямоугольник и его свойства, сравни с другими геометрическими фигурами.
Профессии Найди отличия: художник. Что сначала, что потом: стрижка. Противоположности. Кому что нужно для профессии. Величина: толстый – тонкий. Цвет: оранжевый. Числа 8. 9. Числовой ряд. Различные виды счета: прямой, обратный, счет в пределе, досчет. Работа со множеством: образуй множество на 1 меньше заданного.
Наш город Нелепицы: город. Чего не хватает на рисунках. Найди 8 отличий. Логическая задача: город. Какой домик лишний. Сложи картинку: домик. Времена года: весна. Установи связи между временами года в прямой и обратной последовательности. Понятия: раньше – позже, до - после
Транспорт Найди транспорт. Найди два одинаковых кораблика. Предмет. Не похожий на другие. Зашумленные картинки: транспорт. Что сначала, что потом: машина, самолет. Найди отличия: паровозы. Пространственная координация: лево – право, ориентировка по отношению к другому объекту.
Весна Весна в картинках. Сложи картинку: весна. Найди лишний рисунок. Запомни пары картинок. Найди и сосчитай: цветы. Сенсорные эталоны: форма многоугольник и его свойства. Цвет: фиолетовый. Величина: закрепление изученных параметров и дифференцирование категорий величины.
Весенние работы в саду и огороде Нелепицы. Посади недостающие цветы. Что во что превратится. Найди дерево по описанию. Число 10. Числовой счет от 1 до 10. Разные виды счета: прямой, в пределе, обратный. Работа со множеством: образуй множество на 1 меньше заданного.
Домашние птицы Найди домашних птиц. Нелепицы: в деревне. Где чья мама. Отгадай загадку. Что сначала, что потом: цыпленок. Узнай животное, найди лишнее: петух. Сколько куриц за забором. Времена года: прямая и обратная последовательность, до, после. Лето.
Насекомые Это насекомые. Куда летят насекомые. Нарисуй недостающую фигуру. Найди трех одинаковых бабочек. Сложи картинку: бабочка, стрекоза, блоки Дьенеша. Пространственная координация: лево – право. Ориентировка по отношению к другому объекту. Сенсорные эталоны: закрепление. Голубой – цвет майского неба.
3. Организационный раздел
3.1. Организация и проведение коррекционно – развивающих занятий
Длительность занятий по ИОМ: один учебный год, всего 34 занятия.
Периодичность: один раз в неделю, в утреннее время.
Продолжительность занятия: 25 мин.
Этапы коррекционно - развивающей работы:
Месяц Этапы Цель Содержание работы
Сентябрь Начальный Сформировать предпосылки для успешного освоения ребенком ИОМ Провести диагностику, оценить актуальный уровень развития психических процессов ребенка, разработать ИОМ
Октябрь – январь Основной Корректировать задержку психического развития и освоение ИОМ Корректировать нарушения развития речи, внимания, памяти и мышления, эмоционально – волевой сферы личности, коммуникативной компетентности ребенка. Адаптировать содержание образовательной программы детского сада для возраста ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития
Февраль - май Основной Оценить актуальный уровень развития ребенка и эффективность коррекционно – развивающей работы по ИОМ Корректировать нарушения развития речи, внимания, памяти и мышления, эмоционально – волевой сферы личности, коммуникативной компетентности ребенка. Адаптировать содержание образовательной программы детского сада для возраста ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития
Июнь Завершающий Оценить эффективность коррекционно – развивающей работы по ИОМ Оценить эффективность коррекционно – развивающей работы по ИОМ на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной, промежуточной и итоговой диагностики