Снежана Солодченко
Программа дополнительной услуги по музыкальному воспитанию для детей 5–6 лет «Веселая гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
Специалист:
Солодченко С. В., первая квалификационная категория
Пояснительная записка.
Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно - эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыкальное воспитание и
Публикация «Программа дополнительной услуги по музыкальному воспитанию для детей 5–6 лет „Веселая гармония“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
развитие требует правильной организации и целеноправленного обучения, так как влияние музыки на развитие творческой активности детей очень велико.
Актуальность программы заключается в том, что в данной форме обучения учитываются особенности и интересы каждого ребёнка, который включает индивидуально - дифференцированный подход, помогающий осуществлять контроль над развитием детей.
ЦЕЛЬ: Развитие творческого потенциала и активности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Заложить основы гармонического развития (слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей детей).
2. Приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре.
3. Воздействовать на опорно – двигательный аппарат ребёнка его дыхательную и нервную систему.
4. Развить чувственно–эмоциональную сферу ребёнка во взаимосвязи со сферой нравственно – интеллектуальной.
Осуществляя эти задачи, которые должны решаться естественно и непринуждённо, в процессе работы с детьми, ведётся работа по двум направлением.
1. Фольклорная группа – оркестр ложкарей.
Эта деятельность в основе, которой заключается знакомство и приобщение детей к традициям русского народного фольклора. Весь репертуар обучения игры на ложках пронизан русским фольклором (попевки, заклички, дразнилки, песни и т. д).
На первоначальном этапе идёт подготовка детей к координированным совместным действиям, развивая столь важное для игры в оркестре - чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, пластмассовыми кубиками. По мере того, как дети осваивают навыки совместных или поочерёдных действий вводятся поэтапно приёмы игры на ложках.
Учебный материал подбирается с учётом возрастных, индивидуальных способностей детей и темой занятия. От занятия к занятиям он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходим к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Для выработки ритмичной одновременной игрына музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками на ритмические упражнения.
Ожидаемый результат:
• одновременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле соблюдая ритм;
• владеть приёмами игры на двух, трёх ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
• выразительно и эмоционально петь и двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
• понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле.
Объединённые выполнить общее дело при игре в оркестре, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого- успех и неудача всего коллектива,что развивает у детей чувство товарищества, ответственности и взаимопонимания.
Выступление ложкарей всегда украшение праздника или развлечения и оставляет яркое впечатление для всех окружающих.
2. Вокальная студия.
Этот вид работы способствует развитию координации слуха и голоса, т. е. взаимодействию певческой интонации (нефальшивое звучание, выразительному исполнению, проявлению своих чувств в непринуждённом, естественном пении.
Цель:Формирование эстетической культуры дошкольника;развитие певческих навыков.
Задачи:
1. Формировать интерес к вокальному искусству.
2. Развивать умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
3. Развивать музыкальный слух, координации слуха и голоса.
4. Развивать чистоту интонирования, четкость дикции, правильное певческоедыхание, артикуляцию.
5. Совершенствовать навыки пение, выразительно передавать характер песни.
6. Формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон;
- хоровыми группами (дуэт, трио и т. д);
- тембровыми подгруппами;
- при включении в хор солистов;
- пение под фонограмму;
- пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Организация и проведение занятий.
Состав кружка «Весёлая гармония» предназначен для детей 5-6 лет. Занятия в кружке «Весёлая гармония» проводятся с октября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10- 12 человек.
Структура занятия:
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Интонационно-фонетические упражнения.
4. Скороговорки, чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Разучивание новых песен.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
• пение песни с полузакрытым ртом;
• пение песни на определенный слог;
• проговаривание согласныхв конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
• анализ направления мелодии;
• использование элементов дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• оценка качества исполнение песни
Примерный учебный план по вокалу
Содержание Количество занятий
Восприятие музыки 7
Артикуляция, выразительная дикция 20
Освоение техники распределения дыхания 7
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования 7
Эмоционально - выразительное исполнение 15
Итого: 56
ПРИМЕРНОЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕМАТЕРИАЛА
ПОПЕНИЮНАГОД
Репертуар Количество занятий
Русские народные песни
(с музыкальным сопровождением) 8
Русские народные песни
(без музыкального сопровождения) 3
Детские эстрадные песни
(с фортепианным сопровождением) 2
Детские эстрадные песни
(под фонограмму) 10
Песни из мультфильмов
(с фортепианным сопровождением) 2
Песни из мультфильмов
(под фонограмму) 6
Упражнения и попевки 25
Всего: 56
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию народных музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов, создание сводного ансамбля из числа сотрудников детского сада и участников ансамбля.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, семинары практикумы, мастер - классы и анкетирование по вопросам музыкального развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, DVD, видеокамера и др.
Ожидаемый результат
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве, поют дружно, не отставая, и не опережая,друг друга.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ
№ п/п
Показатели (знания, умения, навыков) Оценка/б
0
н
с
в
1.
Качественное исполнение знакомых песен.
2.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
3.
Умение импровизировать
4.
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
5.
Навыки выразительной дикции
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) – справляется самостоятельно
Формой подведенияитогов реализации программы являются : конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу, фольклорные праздник, развлечения и досуги (Осенины, Посиделки, Завалинка, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Образовательная программа развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах, может применяться в дошкольном учреждении как парциальная, узкоспециализированная в рамках образовательных программ по музыкальному воспитанию детей, а также как дополнительная для использования в работе студий, кружков и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л. М. Как рыжик научился петь. - М. : Советский композитор, 1989. – 33 с.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М. : ВЛАДОС, 2002
3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.
5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003. – 232 с.
6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. - 112 с.
7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005. – 48 с.
8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
9. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
10. Кабалевский Д. Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», СПб, 2010.
12. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
14. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М. : ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
17. Никашина Т. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М.
18. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.
19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб: Лань, 1999. – 64 с.
20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1988. – 143 с.
23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.