Екатерина Розитис
Программа «Веселая семейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проблемы
В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери и от отца к сыну.
В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами: яслями, детскими садами. Тесная связь поколений прервалась…
Публикация «Программа „Веселая семейка“» размещена в разделах
Результаты такого события мы часто наблюдаем сегодня, когда мамы приходят в детские образовательные учреждения, на занятия и произносят: «Я его родила, а что с ним делать дальше - не знаю». А родители являются первыми педагогами для своего ребенка! Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но у малыша нет никого ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители. Получается абсурд: первый педагог, не знающий, что делать с ребенком.
Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и бесполезные». То есть очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.
Можно долго размышлять на затронутую нами тему, но пора сказать о самом главном, что ни один дипломированный и прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.
Собственно эти размышления явились отправной точкой для создания группы временного пребывания, по опыту работы шведских специалистов, в рамках реализации международного проекта «Комплексный подход в социальной работе с ребенком и его семьей» по направлению «Активная поддержка родителей» воспитателем разработана и успешно реализуется программа раннего развития «Веселая семейка».
Благодаря совместным с родителями занятиям, у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение. На занятиях дети играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются со сверстниками, открывают для себя новые горизонты. Через игру ребенок социализируются и адаптируются к новым условиям. Но, главное, что все делают вместе с мамой. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самый важный и незаменимый человек.
А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.
Посещая занятия по программе «Веселая семейка», мама и малыш готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение, где адаптационный период проходит у них значительно легче.
Цель программы :
- Обучение способам эффективного взаимодействия родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
- Всестороннее развитие ребенка с помощью сюжетно - ролевых игр и художественно-творческих технологий.
Задачи программы :
- расширение представлений детей об окружающем мире и его законах;
- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;
- налаживание эмоционального контакта;
- развитие игровой деятельности;
- развитие личностных потенциалов;
- развитие фантазии, воображения, креативности;
- физическое развитие;
-развитие мелкой, общей моторики, координации движений, пространственных ориентировок;
- развитие речи;
- развитие высших психических функций: внимание, память, мышление;
- развитие любознательности, познавательной деятельности.
Целевая группа:
Родители (законные представители) и их дети 1,5-3 года.
Механизм реализации программы
Этапы и сроки реализации программы :
Реализация программы планируется с сентября 2014. С группой проводится цикл занятий, который состоит из: 15 совместных занятий родителей с детьми.
1-й этап – подготовительный:
* разработка и распространение информационно – рекламных материалов по программе;
* подготовка материально – технической базы для реализации программы;
* отбор участников, формирование группы в соответствии с возрастом детей;
* проведение диагностик с родителями и детьми:
опросник «анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э. Г.).
цель: опросник позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного воспитания и установить некоторые психологические причины этого воспитания.
анкета для родителей
цель: выявить уровень педагогической и психологической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей.
педагогическая диагностика ребенка
цель: выявление уровня общего развития.
2-й этап – основной:
*организация цикла занятий с одной группой по программе предполагает проведение совместных занятий родителей с детьми.
*совместные занятия родителей с детьми проводятся 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, в первой половине дня. Продолжительность одного занятия:
родители с детьми 1,5 года до 3-х лет; проведение занятия - 20 минут, игровая деятельность – 40 минут.
*организация и проведение культурно – досуговых мероприятий.
3-й этап:
* Проведение диагностики с родителями:
цель: выявить динамику педагогической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей, детско-родительских отношений по окончании проведенного цикла занятий по программе.
* Проведение диагностик с детьми:
цель: выявить динамику развития навыков общения и взаимодействия детей со сверстниками, родителями, взрослыми по окончании курса занятий по программе.
*Подведение итогов и анализ реализации программы.
*Издание методического сборника и информационных материалов по программе.
Ожидаемые результаты программы :
Родители получат информацию:
* о возрастных особенностях развития детей 1,5-3 лет;
* о преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком.
Родители познакомятся с:
* приемами и методами эффективного общения с детьми;
* методами саморегуляции эмоциональных состояний.
В процессе взаимодействия и совместной деятельности родителей с детьми:
* будут сформированы коммуникативные умения и навыки у детей (общение со сверстниками, взрослыми).
* будут сформированы основные представления детей о себе, социальном окружении и окружающем мире.
На занятиях родители не только научаться эффективно взаимодействовать и организовывать совместную игровую и творческую деятельность с детьми, но и будут использовать полученные знания и практические умения в повседневной жизни. Они расширят свой круг общения и приобретут единомышленников в вопросах воспитания детей.