Елена Козлова
Программа кружковой работы «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Актуальность программы
Публикация «Программа кружковой работы „Веселая математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное условие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов. Выдающиеся представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)
При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Цель: Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, звуке, особых свойств предметов.
Задачи:
1. Знакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
2. Развивать зрительные ощущения детей: учить различать цвет, форму, величину предмета.
3. Развивать тактильную чувствительность: развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений; учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.).
4. Развивать слуховую чувствительность детей, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
5. Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой», «маленький», «еще меньше».
6. Закреплять у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
7. Дать представления о чередовании предметов по форме.
Перспективное планирование занятий по развитию
сенсорных способностей детей
Сентябрь Диагностика Выявить уровень сенсорных способностей детей.
Октябрь
1 неделя «Подбери чашки к блюдцам» Учить детей различать цвета, группировать предметы по цвету, использовать названия цветов в речи.
Октябрь
2 неделя «Назови геометрическую фигуру» Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Октябрь
3 неделя
«Узнай по голосу» Развивать слуховое восприятие, память, мышление и воображение, умение ориентироваться при помощи голоса.
Октябрь
4 неделя
«Угадай, чего не стало?» Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник, запоминать их, оперировать образом форм в представлении.
Ноябрь
1 неделя
«Собери бусы для куклы» Закреплять умение группировать предметы по цвету и форме, учить нанизывать бусы на нитку.
Ноябрь
2 неделя «Сложи квадрат» Учить составлять целое из разных геометрических фигур. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Ноябрь
3 неделя
«Найди предмет такой же формы»
Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, выделять их из окружающей среды.
Ноябрь 4 неделя «Подбери крышку» Развивать навыки сопоставления предметов, логическое мышление, мелкую моторику.
Декабрь
1 неделя «Какого цвета не стало?» Закрепить знания основных цветов, развивать внимание, зрительную память.
Декабрь
2 неделя «Веселые прищепки» Закреплять умение группировать предметы по цвету. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Декабрь
3 ноябрь
«Какая фигура лишняя?» Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; умение находить их отличительные признаки: величину, форму, цвет.
Декабрь
4 неделя
«Соберусь я на прогулку» Учить застегивать и расстёгивать крупные и мелкие пуговицы, кнопки, застёжки «молнии»; совершенствовать моторику пальцев обеих рук.
Декабрь
5 ноября
«Собери гирлянду» Учить выкладывать в определённом порядке по образцу геометрические фигуры, развивать мышление, внимание.
Январь
1 неделя
«Банты для куклы» Учить детей сравнивать несколько объектов по величине ( используя в речи слова: «одинаковые», «меньше», «больше») и располагать их по убывающей величине.
Январь
2 неделя
«Счетные палочки» Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.
Январь
3 неделя
«Золушка»
Учить детей сортировать предметы (семена и плоды растений, развивать внимание, мелкую моторику рук.
Февраль
1 неделя
«Почини одежду зайчатам» Закрепить умение различать цвета и геометрические фигуры; использовать названия цветов и фигур в речи. Развивать мелкую моторику рук, внимание.
Февраль
2 неделя
«Продолжи дорожку» Закрепить умение выкладывать в определённом порядке по образцу геометрические фигуры. Учить продолжать дорожку самостоятельно, развивать мышление, внимание.
Февраля
3 неделя «Угадай, что изменилось?» Закреплять умение знать и называть основные цвета и формы. Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму.
Февраль
4 неделя «Мы - конструкторы»
Развивать способности анализировать схему, планировать действия, выполнять конструкции по заданной схеме.
Март
1 неделя
«Разноцветные кружочки» Учить детей сравнивать несколько объектов по величине ( используя в речи слова: «большой», «меньше», «еще меньше») и располагать их по убывающей величине.
Март
2 неделя
«Орнамент» Учить воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.
Март
3 неделя «Узнай по контуру» Учить узнавать предметы по контурному изображению методом прикладывания.
Март
4 неделя «Геометрическое лото» Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по образцу.
Март
5 неделя «Пришей пуговицы» Развивать координацию движений, моторику пальцев рук, усидчивость, терпение.
Апрель
1 неделя «Шумящие коробочки» Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.
Апрель
2 неделя
«Угадай на ощупь» Закреплять знания о форме, умение определять на ощупь и доставать предложенную фигуру.
Апрель
3 неделя «Геометрическая мозаика» Закреплять название цветов и геометрических фигур; умение сравнивать их по размеру; анализировать положение предметов в пространстве. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление.
Апрель
4 неделя «Счетные палочки» Закреплять умение детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.
Май
1 неделя
«Строим башню» Закреплять умение сравнивать несколько объектов по величине ( используя в речи слова: «меньше», «еще меньше») и располагать их по убывающей величине.
Май
2 неделя «Дальше – ближе» Развивать умение сравнивать расстояния ( используя в речи слова: «далеко», «близко»).
Май
3,4 неделя
Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.
Работа с родителями
Сентябрь Проведение анкетирования родителей на тему "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
Октябрь Консультация для родителей по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Ноябрь Консультация для родителей по теме «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Декабрь Приобретение новых дидактических игр для пополнения предметно – развивающей среды.
Январь Консультация – семинар для родителей «Как помочь ребенку в сенсорном развитии».
Февраль Лотерея для родителей «Дидактическая игра своими руками».
Март Консультация для родителей по теме «Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов».
Апрель Привлечение родителей к участию в изготовлении дидактических игр для сенсорного уголка.
Май Выставка для родителей дидактического материала по сенсорике и развитию мелкой моторики.