Наталья Матросова
Организация факультатива «Год до школы» на базе ДОУ в виде платной услуги
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В. А. Сухомлинский
Подготовительная группа – это сложный период дошкольного детства, когда ребенок уже как бы прошел первый этап своего жизненного пути, заполненного чудесными сказками и любимыми игрушками, и каждый день он готовится распахнуть дверь в новый, пока еще неведомый мир с первыми школьными тетрадками и азбукой, первыми прописями и новыми школьными друзьями. Ежедневно взрослые напоминают ему о том, что он уже большой, что скоро пойдет в школу и ему нужно вести себя хорошо, быть послушным и внимательным, всегда слушать, что говорят взрослые. Но ребенок не всегда понимает, как это должно быть? Ведь он и так себя старается вести хорошо, в его понимании, он слушает маму, воспитателя, а как-то по-другому слушаться он не умеет и что от него хотят взрослые, порою даже и не понимает. И от этого не понимания нередко возникают проблемы в общении со взрослыми, со сверстниками, которые часто приводят к конфликтным ситуациям, а в дальнейшем и причиной не успешности в школе. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы помочь родителям и детям спокойно и уверенно преодолеть этап предшкольного периода, научиться понимать, принимать, слушать и слышать друг друга.
Публикация «Организация факультатива „Год до школы“ на базе ДОУ в виде платной услуги» размещена в разделах
Итак, до школы еще год. Не рано ли думать о ней? Нет, не рано, именно сейчас есть еще немного времени для того, чтобы решить, что необходимо и возможно сделать за оставшееся время. Подумать, что может помешать ребенку хорошо учиться в школе? Отчего у него могут возникнуть трудности? Анализируя результаты адаптации первоклассников, во время беседы со школьным психологом выяснили, что дети, посещавшие дошкольные учреждения в основном приходят в школу с определенным багажом знаний, некоторые даже умеют читать и писать. Трудности в интеллектуальном развитии в основном психолог определяет для неорганизованных детей - «домашних», тех, кто не посещал дошкольные учреждения. Но самая главная проблема для первоклассников, по мнению многих учителей и психологов, заключается в неумении слушать собеседника, не сдержанность. Причем, родители, любуясь дарованиями своего ребенка, порою даже не замечают, что он перебивает взрослых, выкрикивает, не дослушав своего товарища. В родительских глазах светится искорка гордости за «своего малыша», они испытывают радость «Ай, да сынок (или дочка, ай да умница!
Из бесед с родителями нашей группы уже летом мы выяснили, что они чрезвычайно озабочены подготовкой своих будущих первоклассников к школьному обучению. При этом такая подготовка понималась очень узко, многие из них спрашивали: будем ли мы на занятиях учить буквы, учиться читать, писать буквы, решать примеры и т. д. Некоторые рассуждали о том, что необходим репетитор. На наш взгляд, узкая направленность усилий родителей может навредить ребенку, привести к формированию у него негативного образа школы, что скажется на мотивационной готовности к школьному обучению.
Тогда и появилась идея создания факультатива «Год до школы», который поможет убедить родителей в том, как важно уделять внимание формированию у ребенка положительного образа школы, интереса к учебе и уверенности в своих силах.
Основная цель факультатива : Обеспечить высокий уровень психологической готовности детей к школьному обучению посредством развития мотивационной готовности.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме "психологическая готовность ребенка к обучению в школе";
2. Подобрать и систематизировать диагностический материал для изучения психологической готовности к школе дошкольников подготовительной группы;
3. Провести сравнительный анализ психологической готовности на начало учебного года и после реализации индивидуальных рабочих тетрадей;
4. Разработать индивидуальные рабочие тетради по развитию познавательных процессов у детей;
5. Сформировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
6. Разработать модель взаимодействия с родителями и педагогами по повышению психологической готовности детей к школе;
7. Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Данный факультатив будет реализовываться в 3 этапа и рассчитан на год обучения. В год 36 часов. Занятия будут проходить 2 раза в неделю по 30 мин. Оптимальное количество детей в группе – 10.
1 этап: Подготовительный
Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе;
Дать определение психологической готовности к школе и раскрыть ее компоненты;
Подобрать и систематизировать материалы, диагностический инструментарий, пособия для полноценного качественного всестороннего развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Разработать рабочие тетради по развитию познавательных процессов у детей;
Подобрать упражнения и задания на развитие познавательных процессов;
2 этап: Основной (исследовательский)
Гипотеза исследования: внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, системная целенаправленная работа приведет к увеличению доли воспитанников с высоким уровнем психологической готовности к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению.
Предмет исследования: психологическая готовность детей к школе.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
3 этап: Заключительный
Подведение итогов. Заключительная диагностика.
Принципы реализации факультатива :
Добровольности;
Значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
Вариативности форм и методов;
Непрерывности и целостности;
Комплексности;
Сотрудничества;
Постоянства обратной связи;
Открытости.
Методы реализации факультатива :
Беседы, консультации;
Чтение художественной литературы;
Интеллектуальные игры;
Создание стендов, фотовыставок;
Инсценирование сказок;
Сюжетно-ролевые игры;
Экспериментально-исследовательская деятельность;
Мастер-класс;
Анкетирование;
Создание альбомов;
Составление творческих рассказов;
Диагностика
Ожидаемый результат
У детей будет сформировано:
положительное отношение к школе, чувство уважения к авторитету учителя, развито стремление к школьному обучению, самостоятельность и инициативность, коммуникативные умения, социально-ценностные ориентиры, сформировано бережное отношение к своему здоровью.
позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя поэзия школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
повысится компетентность родителей по проблеме подготовки детей к обучению в школе.