МААМ-картинки

Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ

Анастасия Шатохина
Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Несмотря на то, что инклюзивное образование можно охарактеризовать, как одну из парадигм государственной политики, данная система в России находится в стадии своего становления, как на нормативно-правовом уровне, так и в аспекте своей практической реализации. Применительно к нормативно-правовым основам, регулирующим инклюзивное образование и его порядок, следует отметить, что основным нормативно-правовым актом на современном этапе выступает Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Практическая реализация системы инклюзивного образования также находится на своей начальной стадии, несмотря на возрастающую актуальность данного вопроса в сфере образования. Сравнительный анализ реализации данной системы в России и в развитых странах демонстрирует значительное отставание Российского инклюзивного образования, поскольку в США, Канаде, Франции, Швейцарии и других данный вид образования выступает в качестве отлаженного и постоянно совершенствуемого механизма в сфере образования.

Публикация «Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ» размещена в разделах

Актуальность данной темы подтверждается тем фактом, что модернизация образования предполагает переход от традиционного подхода к лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специализированных учреждениях к более прогрессивному, предполагающему признание прав инвалидов на предоставление равных со всеми возможностей в различных сферах, а в том числе и в образовании. Это объясняется тем, что обучение в специализированных учреждениях создает комфортные условия, но не способствует адаптации, социализации, творческому развитию, не позволяет видеть и оценивать свои перспективы в будущем.

В связи с этим, необходимо разработать проект модернизации регионального дошкольного образования на примере МАДОУ «Детский сад №2» города Санкт-Петербурга. Цель данного проекта заключается в заключается в изучении особенностей профориентации в рамках системы дошкольного инклюзивного образования на примере МАДОУ «Детский сад №2».

В свою очередь, основными задачами данного проекта выступают:

1. Дать характеристику особенностей реализации системы инклюзивного образования в системе дошкольного образования;

2. Разработать комплекс мероприятий, направленных на адаптацию дошкольников с ограниченными возможностями через профориентацию;

3. Сформулировать ожидаемые результаты предлагаемых мероприятий;

4. Определить основные проблемы, препятствующие внедрению системы инклюзивного образования в МАДОУ «Детский сад №2» на современном этапе, а также пути их решения.

Базовое учреждение для реализации проекта было определено в связи с тем, что данное дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Проблема адаптации, в том числе и профессиональной, стоит для таких детей особенно остро. Следует отметить, что на нормативно-правовом уровне, действующий ФГОС дошкольного образования предполагает отнесение профессиональной ориентации дошкольников к компетенции образовательной организации. Тем не менее, данный ФГОС не позволяет ответить на вопросы, связанные с особенностями включения в профориентацию детей с ограниченными возможностями. Несмотря на возрастные особенности контингента МАДОУ «Детский сад №2», профессиональная ориентация в рамках инклюзивной работы не теряет своей актуальности, что во многом связано с тем фактом, поскольку именно на дошкольный период приходится начальный этап знакомства с окружающим миром и особенностями будущей трудовой деятельности ребенка. Именно возрастные особенности предопределяют специфику предлагаемого проекта.

Практическая реализация данного проекта заключается в разработке системы инклюзивного образования на базе МАДОУ «Детский сад №2» через комплекс профориентационных мероприятий, направленных на адаптацию и социализацию дошкольников в профессиональной сфере.

Реализация данного проекта предполагает несколько этапов, каждый из которых требует разработанного перечня мероприятий. В качестве первого мероприятия на начальном этапе выступает оценка психофизиологического состояния детей с ограниченными возможностями. Основная задача педагогов и психологов МАДОУ «Детский сад №2» в рамках данного мероприятия заключается в постепенном анализе и оценке возможности сосредоточения внимания этих детей, а также уровня их утомляемости в сравнении с детьми с обычным развитием. Так, например, среди дошкольников в МАДОУ «Детский сад №2» присутствует несколько человек с врожденными дефектами речи и элементами ДЦП (детский церебральный паралич, применительно к которым необходим индивидуальных подход как по содержанию нагрузки, так и по ее интенсивности. Также, на этом этапе, особое внимание педагогов должно быть уделено изучению профессионального состава родителей. Это может быть достигнуто как через ознакомление с личным делом ребенка, так и в ходе личных бесед. В результате, данная информация может быть использована впоследствии для определения возможных мероприятий, прямо или косвенно связанных с профориентацией. В качестве следующего подготовительного профориентационного мероприятия выступает первичное ознакомление дошкольников с существующими современными профессиями через слайд-шоу или просмотр видеороликов и фотографий с комментариями педагогов, а иногда и приглашенных родителей, работающих по рассматриваемой специальности. Основная задача такого этапа состоит в том, чтобы конкретизировать представления дошкольников о многообразии профессий и их содержании. Рассмотренные мероприятия могут быть проведены непосредственно на территории МАДОУ «Детский сад №2». В свою очередь, дальнейшая профориентационная работа в рамках системы инклюзивного образования, будет осуществляться более эффективно за счет посещения организаций, выставок и мероприятий, связанных с уже изученными на предыдущих этапах профессиями. Отметим, что взаимодействие МАДОУ «Детский сад №2» с информационно-деловым пространством может выступить залогом успешной профориентации. В связи с этим, в рамках проекта, предполагается участие МАДОУ «Детский сад №2» в нескольких мероприятиях муниципального уровня, таких как «Выбери профессию» и «Я б в рабочие пошел» (по мотивам С. Я. Маршака, реализуемые департаментом образования Фрунзенского района города Санкт-Петербург на базе Санкт-Петербургского центра детского технического творчества. Основной задачей данных мероприятий выступает организация у дошкольников, независимо от их диагноза, ранней профориентации и формирование их интереса к особенностям конкретных профессий. Отметим, что само название мероприятия «Я б в рабочие пошел» напрямую определяет его содержание, поскольку оно в большей степени направлено на демонстрацию профессий, связанных с физическим трудом. Это такие профессии, как повар, швея, каменщик, рабочий по благоустройству территорий и т. д. Данные виды деятельности могут быть приемлемыми для детей с особенностями физического развития, с проблемами речи и т. д. После посещения мероприятий, организуемых департаментом образования, педагоги и психологи МАДОУ «Детский сад №2» осуществляют мониторинг уровня возникшей заинтересованности детей через личную беседу. Основная задача проведения личных бесед состоит не только в выявлении предпочтений детей, но и в оценке эффективности проведенных мероприятий с точки зрения дошкольников. В зависимости от выявленных интересов и предпочтений детей в МАДОУ «Детский сад №2» предполагается организация выездных экскурсий с целью выхода на конкретные рабочие места для формирования более глубокого уровня ознакомления с современными профессиями. Основная задача таких выездных мероприятий заключается в расширении кругозора дошкольников и организации уже более глубокой профориентации, направленной на понимание сущности профессии и их взаимосвязи. Отметим, что рассмотренные мероприятия предполагают установление долгосрочных отношений с социальными партнерами различных сфер деятельности. Так, например, целесообразно поддержание длительных связей с Пожарной частью, Госавтоинспекцией, станцией Скорой медицинской помощи, кондитерскими фабриками и т. д. Несмотря на то, что посещение данных объектов в целях профориентации уже частично имеет свою практическую реализацию, материалы выступлений сотрудников данных структур составлены без учета индивидуальных особенностей дошкольников с ограниченными возможностями. В связи с этим, в качестве отдельного мероприятия следует выделить подготовку социальных партнеров к выступлениям. Основная задача данного мероприятия выступает в доведении до социальных партнеров методических требований к работе с детьми с ограниченными возможностями в рамках инклюзивного образования.

Еще одним рекомендуемым мероприятием для данного проекта выступает проведение в МАДОУ «Детский сад №2» интерактивной игры с родителями, в рамках которой дети, независимо от их диагноза, должны в условиях тематического вечера продемонстрировать профессию своей мечты, разработав совместно с родителями элементы костюма (спецодежды, а также разыграв небольшую сценку, имитирующую выполнение конкретных функциональных обязанностей. Основная задача данного мероприятия заключается в оценке степени эффективности предыдущих этапов профориентации и уровне усвоения детьми с особенностями развития полученных знаний. Данная информация будет учтена в последствии при выборе школы для конкретного ребенка.

Следует отметить, что современные технологии хранения и обработки информации позволяют формировать базы данных по проведенным профориентационным мероприятиям, каждое из которых изначально имеет свой тематический план и конкретное методическое обеспечение. Хранение информации о результатах проведенных мероприятий по каждому дошкольнику с особенностями развития в МАДОУ «Детский сад №2» позволит планировать и дальнейшее образование таких детей.

Следует отметить, что на современном этапе существует ряд серьезных проблем, связанных с реализацией системы инклюзивного дошкольного образования. Прежде всего, это несформированность кадрового обеспечения, связанная с особенностями подготовки и переподготовки сотрудников. Причиной возникновения проблем инклюзивного образования также выступает недостаточное финансовое обеспечение дошкольных организаций. Муниципальным заданием, как документом, задание по детям с ограниченными возможностями не предусматривается, в связи с чем отсутствует возможность увеличить штатную численность персонала за счет привлечения более узких специалистов и экспертов по работе с детьми с ограниченными возможностями. Мотивация непосредственных сотрудников в МАДОУ «Детский сад №2» отсутствует, поскольку стимулирующие выплаты за увеличенный объем работы не предусмотрены. Переход дошкольных учреждений на эффективный контракт в 2012 году не решил данной проблемы, поскольку работа с детьми с ограниченными возможностями не является критерием эффективности работы сотрудников. В связи с этим, рассмотренные выше мероприятия по профориентации осуществляет непосредственный персонал МАДОУ «Детский сад №2» без каких-либо стимулирующих выплат. В качестве предложения здесь следует отметить тот факт, что Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" от 08.05.2010 N 83-ФЗ автономным учреждениям предоставлен значительный уровень финансовой самостоятельности, в частности права оказания платных образовательных услуг с дальнейшим использованием доходов от их оказания на собственные нужды. В связи с этим, в качестве заключительного мероприятия, способствующего реализации инклюзивного образования, следует рассмотреть расширение перечня платных услуг в МАДОУ «Детский сад №2». Это позволило бы использовать доходы от оказания таких услуг на увеличение штатной численности персонала, на дополнительную оплату труда персонала, работающего по направлению инклюзивного образования, на проведение курсов повышения квалификации и т. д. Это могли бы быть платные услуги по изучению иностранных языков, организация платных групп, занимающихся ЛФК, изучение основ информатики, танцы и т. д. Решение проблемы финансового обеспечения может стать залогом успешного развития системы инклюзивного образования как в МАДОУ «Детский сад №2», так и в других дошкольных учреждениях.

Таким образом, в рамках данного проекта был обозначен ряд проблем инклюзивного образования и профориентации на примере МАДОУ «Детский сад №2». Был рассмотрен ряд мероприятий, способствующих социализации и адаптации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через получение представлений о возможных профессиональных перспективах. Несмотря на проблемы, ограничивающие развитие инклюзивного дошкольного образования, предложенные мероприятия нацелены на конкретные результаты. Это развитие познавательной и творческой активности, расширение кругозора, формирование представлений о базовых трудовых навыках различных профессии и их интерпретация в рамках интерактивных игр. Реализация компетентностного подхода в рамках предложенных мероприятий позволяет акцентировать внимание не только на знаниях получаемых дошкольниками, но и на их качестве. Свидетельством качества полученных знаний дошкольников через профориентацию будут выступать результаты демонстрации функциональных обязанностей по различным профессиям по средствам интерактивных игр.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 N 83-ФЗ

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

4. Боровик С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1283-1285. — URL https://moluch.ru/archive/91/19684/

5. Кирютина Н. В. Проблемы формирования инклюзивного общества в России : основы нормативно-правовой базы инклюзивного образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 55-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9621/

6. Курганова Э. Н. Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 26-29. — URL https://moluch.ru/archive/120/33328/

7. Соловьева О. А. Профессиональная ориентация инвалидов: монография, М. ,2012. 138 с.

Публикации по теме:

Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Презентация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» Слайд 1 Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования.

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» Дитя, молодое существо с первого своего появления на свет Божий,.

Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта МБДОУ №104является «базовой» пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования с 2015 года. В настоящее время численный состав.

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Цель: Создание.

Ранняя профориентация в условиях ДОУ Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное.

Организация инклюзивного образования в ДОУ В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим.

Ранняя профориентация детей в условиях детского сада (из опыта работы) Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования.

Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования «Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования». «Воспитатель осознает, что его дело скромное.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ
Опубликовано: 22 января 2019 в 00:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Шатохина (УИ 1217207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД