Елена Токарчук
Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №104является «базовой» пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования с 2015 года.
В настоящее время численный состав воспитанников МБДОУ – 251 ребёнка, функционирует 10 групп, из них 3 - комбинированной направленности. Контингент воспитанников с ОВЗ –23 ребенка, из них 19 детей с тяжелыми нарушениями речи и 4 ребенка с нарушением интеллекта, в рамках инклюзии 8 детей.
Работа с детьми с нарушением интеллекта ведется с 2016 года.
Публикация «Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Контингент детей с нарушением интеллекта
1 ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна;
1 ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости;
1 ребенок 5-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости;
1 ребенок 6-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, РАС.
Модели включения обучающихся с умственной отсталостью в МБДОУ.
Модели
включения
Контингент
воспитанников Гибкая группа Частичное включение
ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности.
ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости Ребенок находится в ГКП, посещает только индивидуальные занятия со специалистами. Взаимодействует с детьми в режимные моменты.
ребенок 5-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности.
ребенок 6-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, РАС Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности. Предоставлен ассистент (мама).
Приоритетные образовательные результаты, достигаемые в представляемой практике: формирование вербальных и невербальных средств коммуникации и навыков общения, способствующих социально-бытовой адаптации и личностному развитию дошкольника с нарушением интеллекта.
Приоритетные образовательные результаты, заданные в представляемой практике достигаются за счет комплексного сопровождения специалистов через использование в ДОУ такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Цель деятельности ПМПк ДОУ: организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического.
1 этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.
На 2 этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой АОП. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума.
На 3 этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ребенка. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.
На 4 этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом.
Воспитатели, учитель-логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Модель взаимодействия педагогов в психолого- педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов по сопровождению детей.
Учитель-дефектолог Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатели Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Медсестра
диагностика познавательного и социального развития;
ИКЗ по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;
консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика уровня развития ВПФ, эмоционально-волевой и личностной сферы;
ИКЗ по коррекции сенсорно - перциптивного, коммуникативного и личностного развития;
консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика уровня речевого развития;
ИКЗ по коррекции речи, формированию коммуникативных навыков, средств вербальной коммуникации;
консультирование семьи и педагогов ДОУ
диагностика уровня усвоения программного материала;
организация совместной деятельности ребенка;
индивидуальная работа по развитию продуктивных видов деятельности;
по заданию специалистов;
консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика физического развития;
ИКЗ по развитию общей моторики,
координации;
консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика художественно- эстетического развития;
ИКЗ по развитию слухового и слухоречевого восприятия;
консультирование семьи и педагогов ДОУ.
контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм;
консультирование семьи и педагогов ДОУ.
Остановимся подробнее на направлениях коррекционной работы специалистов ДОУ.
Направления работы учителя-дефектолога
Обучение игре
Освоение сенсорных эталонов
Формирование целостной картины мира
Развитие мелкой моторики
Формирование культурно-
гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Формирование элементарных количественных представлений
Направления работы учителя-логопеда
Развитие понимания обращенной речи и невербальных средств коммуникации.
Формирование и активизация доступных средств невербальной и вербальной коммуникации.
Развитие навыков общения.
В программе активно используется технология работы с «безречевыми» детьми по вызыванию звуков. Данная технология основывается на алгоритме поэтапного вызывания звуков:
1. Повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
2. Поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков.
3. Побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения.
4. Имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку.
5. Спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.
6. Использование усвоенных звуков в речи.
7. Включение звуков в слоги и слова.
Затем переходим к работе над фразой, используя прием сопряженного - сопряженно-отраженного – отраженного произнесения вслед за логопедом.
Направления работы педагога-психолога
Развитие коммуникативной функции речи и игровой деятельности
Формирование познавательных процессов и сенсорных эталонов
Развитие общей и тонкой моторики
Направления работы музыкального руководителя
Развитие слухового и слухоречевого внимания через слушание музыки и пропевание слогов, слов, фраз.
Эмоциональное и психофизическое развитие посредством музыкально-ритмических движений и танцев.
Развитие чувства ритма через игру на музыкальных инструментах.
В ходе промежуточного мониторинга эффективности реализации АОП, который осуществлялся в форме регулярных наблюдений педагогов за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов, были отмечены следующие
Результаты работы с «безречевыми» детьми:
Сентябрь 2016 Январь 2017
ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна Речь на уровне лепета, понимание обращенной ситуативной речи только с опорой на жесты активно пользуется невербальными средствами коммуникации и понимает их; использует в речи слова (на, дай, сиди, мама, папа, пока, подражает голосам животных; понимает обращенную речь без использования социальных жестов, принимает активное участие в мероприятиях.
ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости
Речь на уровне лепета (звукокомплексы и звукоподражания, произносит слова мама, папа, дай)
самостоятельно конструирует фразу с опорой на картинку.
Таким образом, приоритетные образовательные результаты, заданные в представляемой практике достигаются за счет комплексного сопровождения специалистов через реализацию АОП на каждого воспитанника с нарушением интеллекта.