Папки-передвижки

Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования

Надежда Лаптева
Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования».

«Воспитатель осознает,

что его дело скромное по наружности,

но одно из величайших дел истории,

что им живут целые поколения»

К. У. Ушинский

Воспитательный процесс – это ядро педагогической деятельности.

Публикация «Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации дети, о которых говорят «особенные», имеют равные со всеми права на образование и воспитание.

Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение и в системе инклюзивного образования. Образование находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения и воспитания.

Вместе с тем, в настоящее время, обучающиеся должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности. В связи с этим, основной задачей, стоящей перед всем педагогическим коллективом нашего колледжа, воспитателями, является «создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности обучающихся».

Формирование мотивации учебной деятельности в условиях инклюзивного образования включает следующие направления: прежде всего, восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения доступных им задач, поддержки их уверенности в успехе, подкрепления даже маленьких удач, создания условий для положительных переживаний успеха.

Реализация учебных программ и общеобразовательная подготовка воспитанников структурного подразделения «Детский дом» осуществляется колледжем. Продолжением учебного процесса является организация воспитательной работы воспитанников в детском доме. В работе воспитателя есть такой плюс : работа в большинстве случаев не строится на обязательном выполнении воспитанниками определенных заданий, значит, имеется возможность более глубокого учета его личности.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Методика пробуждения любознательности, воспитания познавательных интересов и потребностей включает:

• изучение особенностей воспитанников;

• разработку тематики познавательных и эстетических бесед, лекций, диспутов;

• вовлечение воспитанников в активную творческую деятельность по их собственному желанию, в соответствии с их индивидуальными интересами и склонностями;

• постановку конкретных целей и задач перед всем коллективом, а также и перед отдельными воспитанниками;

• отыскание приемов, побуждающих воспитанников заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Формирование устойчивых и глубоких познавательных интересов у воспитанников, независимо от того, какой жизненный путь они изберут в будущем, является для педагогов и воспитателей первостепенной важностью. Воспитательный процесс – это ядро педагогической деятельности.

Функции воспитателя заключаются в том, чтобы:

• закрепить у воспитанников приобретенные в колледже знания; расширить их диапазон – как в сфере теории, так и практики;

• закрепить навыки самостоятельной работы с учебным материалом; привить культуру умственной работы в большом коллективе (соблюдать тишину, содержать свое рабочее место в образцовом порядке, относиться с уважением к сосредоточенности своих товарищей и не обращаться к ним во время работы с праздными вопросами);

• помочь воспитанникам правильно пользоваться учебными пособиями, справочниками, каталогами;

• научить их соблюдать режим выполнения самостоятельных учебных занятий; начинать работу в установленные часы, использовать рационально время, отведенное на самоподготовку;

• научить воспитанников планировать свою работу (разумно распределять время для подготовки уроков по всем предметам, умело чередовать трудные и легкие задания, самостоятельно определять, с какого предмета начинать подготовку задания);

• научить самоконтролю и взаимопроверке выученного материала; привить им умение критически анализировать свое отношение к учебе и умение преодолевать трудности самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи воспитателя.

Единство педагогического воздействия формируется в процессе проведения научно-практических конференций, специальных семинаров, методических совещаний по изучению интерактивных педагогических технологий, изучению методов и приемов, технологий воспитания и развития подростков в условиях инклюзивного образования.

Воспитатели вместе с педагогами колледжа планируют различные мероприятия (соревнования, лекции, вечера отдыха и т. д., совместно разрабатывают индивидуальные планы сопровождения для воспитанников, имеющих значительные проблемы в знаниях.

Мастера, классные руководители посещают мероприятия в детском доме, оказывая консультативную помощь и воспитателям, и детям. Очень важна роль библиотекаря, который прививает интерес к чтению книг, формирует навыки работы со справочной литературой, словарями.

Воспитательная работа в детском доме способствует расширению социальных контактов воспитанников с внешним миром. В работе воспитателя приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия.

Значительное место отводится организации детского самоуправления и досуговой деятельности воспитанников. Сопоставление и тщательный анализ совместных наблюдений воспитателей, педагогов, психолога и социального педагога дают возможность верно определить пути педагогического воздействия как на каждого воспитанника в отдельности, так и на весь коллектив в целом.

Систематическое наблюдение за развитием ребенка требует постоянных записей в особый журнал индивидуальной работы, который ведет воспитатель. Ведение такого журнала – обязательное условие планирования его работы.

Кроме специально организованной медицинской помощи, в детском доме создан общий здоровый климат жизни воспитанников. Индивидуально для каждого подростка разрабатывается план оздоровления, который осуществляется медицинским работником и воспитателями с последующим наблюдением за динамикой улучшения здоровья каждого воспитанника. Большое значение имеют занятия спортом, плаванием, искусством (танцы, занятия музыкой).

Проводятся выставки детского творчества, концертные программы, театрализованные представления, творческие отчёты детей, которые вызывают познавательный интерес и служат эффективным средством развития учебной мотивации воспитанников в условиях инклюзивного образования.

В работе по этому направлению воспитатели используют личностно – деятельностный подход : признание личности воспитанника высшей социальной ценностью; уважение ее уникальности и своеобразия; признание ее социальных прав и свобод; отношение к воспитаннику, как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке.

Центральным фактором развития учебной мотивации воспитанников является становление его самосознания, изменения «Я – концепции», определяющееся стремлением понять себя, свои возможности и особенности. Благодаря этому воспитанник углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для его всестороннего развития. Воспитанники постепенно углубляются в процесс познания себя и окружающих, у них развивается социальная восприимчивость, доверие, способность к индивидуальным особенностям личности, что является основанием для продуктивного взаимодействия внутри коллектива воспитанников в условиях инклюзивного образования.

Вместе с тем, опыт показал, что необходимым условием работы по развитию учебной мотивации воспитанников в условиях инклюзивного образования, является работа по двум направлениям:

1. индивидуальная работа с воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

2. групповая работа всего коллектива воспитанников.

На индивидуальных и групповых занятиях вырабатываются умения воспитанников адекватно воспринимать друг друга, выбирать позиции в процессе коммуникации (позиция говорящего, позиция слушающего, закрепляются умения получать и анализировать информацию, ориентироваться в условиях диалога, формируются и совершенствуются навыки коммуникации, отрабатываются правила, приемы и средства общения.

Работа проводится с учетом особенностей каждого воспитанника. Она носит развивающий и стратегический характер. Важным аспектом такой работы является активизация и взаимодействие всех воспитанников, что способствует формированию коллектива в условиях инклюзивного образования, развитие социальной компетентности каждого воспитанника.

В 1978 году в колледже был создан музей «Во славу Отечества», который носит имя маршала Советского Союза - Василия Ивановича Чуйкова, дважды Героя Советского Союза.

Привлечение воспитанников структурного подразделения «Детский дом» к вопросам истории Отечества даёт им возможность приобрести жизненно необходимые навыки и умения, является средством развития личности, средством творческой реализации, создаёт возможности образовательного пространства, воспитывает гражданственность, патриотизм, духовно – нравственные принципы и толерантность, любовь к своему городу, своему народу, своему Отечеству. Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка-инвалида, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

Мероприятия, которые проводятся музеем, частично соотносятся с учебными планами колледжа и с задачами, которые ставит профессиональное образование. А именно: создание условий для развития способностей каждого обучающегося, удовлетворение их потребностей в образовании, познании героического прошлого России, реализации возможностей воспитанников для их социализации, формированию многосторонней, нравственно полноценной и творческой личности.

Для воспитанников проводятся экскурсии по различным темам, декады по истории Родины, уроки Мужества с участием живых свидетелей Сталинградской битвы, ведётся подготовка к олимпиадам по истории на основе музейного материала. Три раза в год (19 октября, 2 февраля и 9 мая) в колледже - встречи с оставшимися в живых ветеранами Сталинградской битвы и ветеранами войн: организуются беседы по группам, беседы с ветеранами в помещении музея, выставки работ по флордизайну, по ландшафтному проектированию, концерты силами обучающихся и совместное чаепитие.

Данные мероприятия ориентированы на создание условий для развития способностей каждого обучающегося, удовлетворение потребностей учащихся в образовании, познании героического прошлого России, реализации возможностей воспитанников для их социализации, формированию многосторонней, нравственно полноценной и творческой личности. У ребят расширяется словарный запас, развивается визуальная грамотность воспитанников, образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональная сфера. Патриотическое воспитание имеет большое значение для развития и коррекции познавательных процессов воспитанников.

Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, умения проводить комплексную профилактическую и реабилитационную работу, строить совместную работу со многими специалистами. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Учебный процесс наиболее успешен в тех случаях, когда педагогический коллектив колледжа и детского дома едины в своих подходах, ориентирах в вопросах воспитания личности. Необходимы единые требования к культуре взаимоотношений, отношений между детьми и взрослыми, между сверстниками; преемственность между учебным и воспитательным процессами.

Публикации по теме:

Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. Соответственно и.

Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования [i]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования[/i]1. Современное состояние инклюзивного образования.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. (Л. С.

Конспект ОД по формированию психологических предпосылок к обучению и учебной мотивации «Четыре желания» Цель: Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию. Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения,.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Цель: Создание.

Мастер-класс «Методы коррекции и развития учебной деятельности воспитанников социального центра младшего школьного возраста» Мастер класс «Методы коррекции и развития учебной деятельности воспитанников младшего школьного возраста» Ведущий мастер- класса: социальный.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Повышение мотивации к учебной деятельности младшего школьника С 1 января 2010 года в действие был введён Федеральный государст-венный образовательный стандарт начального общего образования. В основе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 22:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лаптева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД