Мария Черемных
Ранняя профориентация детей в условиях детского сада (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, считаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.
Публикация «Ранняя профориентация детей в условиях детского сада (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому в своей работе я использую с детьми разные методы и приемы, позволяющие наглядно увидеть, как трудятся младший воспитатель, прачка, медицинский работник и др. Эти наблюдения, беседы, способствуют развитию у детей представлений о труде людей, которые заботятся о них, помогают им в нужный момент. Наблюдая за трудом этих людей, дети стараются, аккуратно принимать пищу, умываться, для того что бы не создавать людям лишних хлопот, т. е несут ответственность за других. При этом дети пытаются мотивировать свои поступки желанием помогать. Например, помочь убрать игрушки, полить цветы, починить кукольную одежду, книги, игрушки, совместное изготовление игрушек, помочь перенести в песочницу песок в детских ведерках и др. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле.
На детей младшего возраста сильное влияние оказывает пример бытового труда взрослых (уборка помещения, приготовление пищи и т. п., а также различные действия медицинских работников (лечит, делает массаж, ставит прививки). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личностных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. Наблюдая за играми детей, понимаешь, что дети по собственной инициативе подражают труду взрослых.
А, вот, детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.
Кроме повседневного бытового труда, знакомлю детей с трудом взрослых, который протекает в стенах детского сада, но носит больше эпизодический характер, например: работа электрика, рабочего по обслуживанию здания детского сада, дворника, кастелянши и др. В процессе таких бесед и наблюдений стараюсь показать детям, как рабочий чинит мебель, игрушки, а маляр окрашивает стены, как кастелянша стирает и гладит белье, и т. д.
Чтобы детей познакомить с миром профессий и заинтересовать их в этом, считаю необходимым их обыграть. При этом я использую следующее индивидуальные и коллективные игры:
- сюжетно-ролевые («Детский сад»; «Магазин»; «Водители»; «Поликлиника»; «Скорая помощь»; «Мы – пожарные»; «Салон красоты»; «Строительство»; «Зоопарк»; «Школа»; «Аптека»; «Библиотека»; «Почта» и др.).
Игры помогают наиболее глубоко осознать общественную значимость труда. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. Знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. Так же это ведущее средство для формирования необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать.
- театрализованные игры - театрализация с использованием кукольного театра; драматизация художественных произведений по данной тематике; Игра - пантомима «расскажи без слов»;
- игры с использованием различных видов конструкторов (игры с деревянным строительным конструктором, с конструктором Lego, игры с болтовыми конструкторами, конструирование из бумаги, природного и бросового материала);
- настольно-печатные и дидактические игры («Кто, где работает?»; «Кто это знает и умеет?»; «Кто что делает?»; «Кто это делает?»; «Кому, что нужно для работы?» и др.);
- творческие (игра «Инсценировки»; игра «Кто я?»; игра «Оденем кукол»; игра «Построим башню»; игра «Ресторан» и др.);
- словесные игры («Варим компот»; «Варим суп»; «Ждем гостей»; «Доктор пришел»; «Кого я загадал?»; «Если бы не было…»; «Один — много»; и др.);
- бытовые игры (игры со строительным конструктором, строительными инструментами; игры с посудой; игры «Пришей пуговицу», «Бусы для куклы» и др.)
- подвижные, народные («Что умеем мы не скажем, что умеем мы покажем»; «Цветные автомобили»; «Воробушки и автомобиль»; «Мы веселые ребята»; Игра «Часовой»; «Самолеты»; «Стадо» - русская народная игра; «Продаём горшки» - татарская народная игра; и др.).
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада (труд строителя, водителя, полицейского, пожарного, парикмахера и др.). Поэтому в своей деятельности большое место отвожу экскурсиям, наблюдениям, экспериментированию с разными материалами, практикую опыт привлечения детей к хозяйственно-бытовому труду. Такие приёмы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений о мире профессий, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний. Дети в непосредственной деятельности проявляют и закрепляют полученные знания о труде людей разных профессий, а так же осуществляется развитие детей по всем направлениям (социально- коммуникативное, познавательное, художественно- эстетическое, физическое, речевое).
Исходя из возрастных особенностей детей, я организую экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на пищеблок, в библиотеку, в школу, в магазин, в аптеку, в парикмахерскую, в пожарную часть и др.
В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Кроме этого интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастает, если они смогут принять в нем, хотя бы небольшое участие.
Особое внимание уделяю использованию ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, магнитофон, фото- и видео – аппаратура и др.). Это позволяет проводить с детьми виртуальные экскурсии, просматривать мультфильмы и видеоролики в процессе знакомства детей с различными профессиями.
Кроме этого для успешного ознакомления дошкольников с профессиями, я создаю соответствующую предметно-развивающую среду. Я создаю такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы процесс стал увлекательной деятельностью для детей. Для работы в группах создаю специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, дидактическими играми, наглядным материалом.
Например:
«Центр профессий» предполагает знакомство детей с многообразием профессий. Дидактические игры, лото, наглядный материал и др. позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.
Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами, игровым материалом.
Цент «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного, медицинского работника, службой МЧС.
Центр «Мир на дорогах» — представлен площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов и т. п. Результатом деятельности данных является съёмка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.
Играя в этих центрах, ребенок выбирает ту или иную профессию, которая ему наиболее привлекательна, в тот или иной момент времени. Тем самым он приобщается к профессиональному миру - сравнивает себя с какой-либо профессией, размышляет, думает, делает выводы о собственных личностных и деловых качествах.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.