Елена Крылова
Организация инклюзивного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим «особые дети» или дети с особенностями в развитии.
Нами, воспитателями, инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся воспитанников.
Публикация «Организация инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах
В нашем детском саду совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей нами обеспечивается коррекция нарушений развития и социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательном процессе наши педагоги используются индивидуальные и коллективные формы работы с детьми по основным образовательным областям программы, самостоятельно разрабатываемой участниками образовательного процесса.
Также успешному обеспечению коррекции нарушений, развития различных категорий детей, способствует созданная в детском саду развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Она наполнена занимательными дидактическими играми и пособиями для занятий, различными настольно-печатными играми.
В нашем детском саду воспитанница с синдромом Дауна проходила те же этапы развития, что и обычные дети. Очень полезно таким детям бывать в коллективе сверстников. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться» от общения.
При работе с этой «особенной» девочкой было намечено несколько направлений:
1. Развитие общей моторики;
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. Развитие социально-коммуникативной сферы.
На начальном этапе работы было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции.
Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в обучении воспитанницы. Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Мною была изготовлена игра «Волшебные резиночки» : она помогала в игровой форме изучить и геометрические фигуры, и буквы, и цифры, и также способствовала развитию мелкой моторики.
Образовательная деятельность в нашем ДОУ проходит на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении. По сложившейся традиции для воспитанников данной группе проводится первое занятие «Круг». На нем дети и педагоги играют вместе, «круг»держится силами всех участников, здесь важен каждый, все на равных позициях, все могут видеть и посмотреть друг другу в глаза, взяться за руки, получить поддержку от друзей и оказать ее самому. Для группы «Особый ребенок» - это одно из основных коллективных занятий. Дети учатся называть друг друга по имени, выбирать одного из участников и самим оказываться в центре внимания, контролировать свое поведение, совместно играть, в том числе в игры с правилами, приобретая первые навыки общения.
Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями в детском саду обеспечило их социализацию в сообществе сверстников, социуме в целом. Сейчас дети живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может». Для обычных воспитанников опыт совместной деятельности с «особенными» детьми формирует активную жизненную позицию, способствует проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Для детей с ограниченными возможностями здоровья появляется шанс раскрыться, открыть себя для себя и для других.
Родители становятся активными участниками и партнерами педагогических работников в создании и реализации индивидуальной программы развития на каждом этапе образовательного процесса. Надо отметить, что родители с желанием включаются в работу, ведь теперь у них есть возможность не только общения с педагогом, но и общения друг с другом, они вышли из узкого семейного круга.
Многие могут сказать, что «особый» ребёнок-это не выгодный ребёнок. Но я бы сказала, что такой ребёнок полезен, особенно для других детей. При взаимодействии с ним, они учатся отзывчивости, проявлению заботы, сопереживанию, толерантности.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.