Настя Малышева (Уколова)
Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, дети с типичным развитием, их родители, администрация учреждений образования, педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги и другие специалисты. У каждого субъекта сформирован свой интерес и отношение к инклюзивному образованию. Важным фактором, влияющим на эффективность инклюзивного образования, а также на психологический комфорт всех участников образовательного пространства, являются родители [3, с. 249].
Темочки:
Современная политика нашего государства направлена на социальную поддержку семьи и признание её первостепенной роли в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии личности ребенка. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Проблема воспитания и обучения детей, имеющих нарушения в развитии, является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями [2, с. 129].
Внедрение инклюзивного образования и тот факт, что вместе с их детьми будут воспитываться дети с ограниченными возможностями здоровья, воспринимается родителями типично развивающихся детей неоднозначно, а чаще негативно. Появляется необходимость специальной психолого-педагогической работы с родителями типично развивающихся детей [1, с. 126].
Основной задачей при подготовке родителей к инклюзивному образованию является снятие негативного отношения родителей к совместному пребыванию детей в группе. В основном, родители боятся детей с ограниченными возможностями здоровья. Причиной является то, что родители не понимают проблему, боятся «заразиться», считают, что такие дети рождаются только в маргинальных семьях, у пьющих родителей, что общение с такими детьми нежелательно для их ребенка. Основная задача при этом – дать информацию об особых детях, разрушить подобные мифы. Один из наиболее стойких мифов об инклюзивном образовании основывается на том, что присутствие детей-инвалидов негативно влияет на достижения типично развивающихся детей. Это утверждение не подкреплено абсолютно никакими фактами. Необходимо разрушить этот миф, подкрепив информацией о положительном влиянии инклюзии не только на детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на типично развивающихся детей [2, с. 130].
Для повышения родительской компетентности в условиях инклюзивного образования дошкольников необходимо использовать активные формы взаимодействия: семинары-практикумы; мастер-классы; обмен семейным опытом; проведение совместных встреч, семейных гостиных. Всё это, в свою очередь, способствует развитию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
1. Тарабыкина, А. А. Технологии обеспечения психологического здоровья воспитанников в условиях инклюзивного образования // Вестник науки и образования. – 2015. – № 10. – С. 126 -127.
2. Тарабыкина, А. А. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах инклюзивного образования дошкольников // Современные инновации: теоретический и практический взгляд: сб. ст. по материалам VIII Международной научно-практической конференции, г. Москва, 21-22 января, 2018 г. – М. : «Проблемы науки», 2018. – С. 129 – 130.
3. Хитрюк, В. В. Родительская компетентность как объект внимания педагога инклюзивного образования // Специальное образование : сб. материалов XII междун. науч. конф., 21—22 апреля 2016 г. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – С. 249 – 253.