Олеся Зыкова
Презентация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ»
Слайд 1
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляется и активно развивается, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада.
Публикация «Презентация „Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Слайд 2
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3
«Инклюзивное» (включающее) образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Слайд 4
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны ими и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка.
Слайд 5
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Слайд 6
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса и личностных особенностей.
Слайд 7
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.
На начало 2018 - 2019 учебного года МАОУ «ООШ № 28» (детский сад) посещают 5 детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с тяжелым нарушением речи) и 2 ребенка – инвалида (ребенок с синдромом «дауна» и ребенок с ЗПР).
Слайд 8
Для успешной адаптации детей данной категории в среду здоровых сверстников необходимо соблюдать следующие условия:
Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение: т. е. обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития.
Так же немаловажное значение имеет создание предметно-развивающей среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Целью, которого является: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Слайд 9
К сожалению, в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида и нашего учреждения в том числе, нет полноценных условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ. В ДОУ:
несовершенная образовательно-организационная система, в условиях слабого нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса;
проблема в кадровом обеспечении при комплексном сопровождении детей с ОВЗ. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья должны оказывать узкие специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, врачи-специалисты, социальные работники. Во многих ОУ их нет.
слабое методическое обеспечение и состояние материально-технической базы; нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ.
недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ.
Слайд 10
Несмотря на ряд проблем, наше учреждение организовывает обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья посещающих наше образовательное учреждение строится в 3 этапа.
Слайд 11
1 этап Ориентировочный:
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.
Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
Установление эмоционального контакта с ребенком. Адаптационные мероприятия.
Слайд 12
2 этап Организационный :
1 Изучение медицинской карты ребенка, заключения ТПМПК.
2 Психолого-медико-педагогическая диагностика.
3 Разработка индивидуального образовательного маршрута, который составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов ТПМПК.
4 Составление адаптированной ООП ДОУ.
Слайд 13
3 этап Основной:
Создание «безбарьерной» развивающей предметно – пространственной среды.
Реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной ООП ДОУ
Проведение промежуточной диагностики и ее анализ.
Слайд 14
Одним из важных направлений основного этапа является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Педагоги, нашего учреждения, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей, совместные праздники, конкурсы и развлечения.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Слайд 15
В завершение хочется сказать
Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, берущая старт в раннем детстве и представляющая собой построение такой социально культурной и образовательной среды, которая позволит каждому ребенку, включая детей, имеющих отклонения в развитии, воспитываться и обучаться совместно в общеобразовательном учреждении, но на уровне своих возможностей, на протяжении всего детства.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.