Лучший педагог года

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

Наталья Чурбанова
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

«Подготовка педагогов к работе

в условиях инклюзивного образования»

Дитя, молодое существо с первого своего

появления на свет Божий, с первого дня

рождения, сообразно своей природе,

должно непременно быть понято,

направляемо и поставлено в возможность

свободного всестороннего употребления

своих сил.

Фридрих Фрёбель

Публикация «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Новые ориентиры в современном образовании – гуманизация пространства детства, ориентация на человека как ценность определили феномен инклюзивного образования как образования такого формата, в котором признаётся равноправие любого человека, имеющего индивидуальные образовательные потребности и возможности.

В контексте современных реформ встал вопрос о введении инклюзивного обучения. Это предполагает получение образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа, совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это влечет за собой повышение требований к мастерству педагогов, расширение их функциональных обязанностей, а так же изменение профессионально значимых и личностных характеристик. В новых социальных условиях педагог не может ограничиваться знаниями специфики образовательных программ и традиционных методик обучения. Это условие предполагает, что педагоги должны получить специальную подготовку в области «корреционной» педагогики, быть готовыми и профессионально решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей. Однако до сих пор большинство детей- инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в отдельных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. При этом при создании соответствующих новым требованиям форм и способов организации обучения, обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, многие из них способны на равных с нормально развивающимися сверстниками полноценно участвовать в учебном процессе, приобретать социальные навыки и умения. Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения. В последние годы актуализируется вопрос системной поддержки инклюзивного образования инновационными площадками, реализующими практику обучения детей-инвалидов или обучающихся с ОВЗ. Необходимо активно обобщать и тиражировать наработанный ими позитивный опыт инклюзии для формирования у педагогов осознанности и добровольности в следовании отрывающихся системных преобразований школ в собственно инклюзивные. В связи с этим требуется аргументированное изучение феноменологии инклюзии и ее концептуальных, нормативно-правовых, организационно- методических оснований. Это позволит работникам и специалистам планово, поэтапно «выращивать» инклюзивную практику, преобразовывать образовательное пространство, чтобы отвечать требованиям времени, ожиданиям родителей и школьников.

В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов педагоги общего образования должны быть готовы осуществлять инклюзивное и интегрированное образование для учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями. В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалифика-ции работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).

По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.

Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей.

Современные обстоятельства таковы, что в обычные детские сады поступают дети, имеющие разные социальные статусы и статусы здоровья. Поэтому педагогам необходимо понимать суть инклюзивного образования и специфику построения образовательных отношений с детьми с разными образовательными интересами и потребностями.

Инклюзивное образование в традиционных детских садах предполагает:

- создание образовательных концепций, ориентированных на создание полноценной образовательной среды для разных групп детей;

- создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды для каждого ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение;

создание специализированной предметно-пространственной среды, позволяющей любому ребёнку иметь доступ к образовательным ресурсам;

- создание и реализация различных образовательных программ (в том числе адаптивных, направленных на достижение успешности детей разных групп;

- создание команды специалистов и педагогов, прошедших специальную подготовку по работе с детьми с разными вариантами развития, имеющих единую систему ценностей и систему ожиданий по отношению к воспитанникам;

- создание педагогического и родительского сообщества, объединенного общими целями по воспитанию, развитию и обучению детей с разными вариантами развития.

Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы :

• представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

• знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

• знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;

• умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Многими исследователями понятие профессиональной компетентности раскрывается как интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, освещается сущность и компонентный состав профессиональной компетентности (В. Н. Введенский, Л. Н. Горбунова, И. В. Гришина, А. К. Маркова, Э. М. Никитин и др.)

В последние несколько лет отмечается усиление внимания к субъективно-личностному аспекту развития профессиональной активности и реализации инициативы педагогом как субъектом профессиональной педагогической деятельности (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, И. П. Цве-люх и др.) Несмотря на наличие научных трудов, посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов и определению условий их личностно-профессионального саморазвития, вопросы, касающиеся специфики профессиональной компетентности учителя, реализующего процесс инклюзивного обучения, изучаются немногими исследо-вателями.

Одним из основных целевых компонентов в работе с детьми с ОВЗ является формирование опыта позитивных социальных отношений. Параметром инклюзивной образовательной среды можно считать ее психологическую безопасность, когда большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса защищенности и удовлетворенности взаимодействием, высокий уровень профессионализма педагогического коллектива. Модель «включения» может быть успешна только в случае, если разработана четкая система реализации концепции инклюзивного образования, куда входит в первую очередь: – специально разработанный алгоритм условий для включения детей с общеобразовательное пространство; – сегмент психолого-педагогического сопровождения и поддержки участников образовательного процесса; – координация усилий всех задействованных служб и ресурсов.

От профессионализма учителя, педагога как личности, прежде всего, зависит успех инклюзивного образования, подготовка кадров должна стать непрерывным системным процессом.

Специфика работы с ребёнком с ОВЗ

• Индивидуальная работа

• Включение в подгрупповые и групповые формы взаимодействия при сопровождении помощников (при необходимости) – реализация принципа индивидуализации

• Актуализация процессов обучения, научения

• Процесс развития соотнесен с коррекцией; включение в новый социальный опыт

Процесс воспитания происходит за счет «достраивания» образа целостного ребёнка при участии других людей.

Специфика работы с родителями ребёнка с ОВЗ

• Актуализация позиции партнёрства

Работа по становлению субъектной позиции

• Повышение психолого-педагогической грамотности

• Спецификация некоторых родительских функций (получение подготовки для совместной реализации ИОП)

Работа с “задачами на смысл и на ценности бытия”

Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей, поэтому столь тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров.

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников.

Проведенные исследования, разных специалистов, показали, что для полноценной организации профессиональной переподготовки кроме специфического содержания не-обходимо, по нашему мнению, подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа. Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей с особыми потребностями необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов вышеперечисленных компетенций посредством организации курсов повышения квалификации с привлечением специалистов различных областей: дефектологов, неврологов, терапевтов, психологов, психиатров и т. п.

Дети как цветы.

Нужно наклониться к ним,

чтобы их распознать.

Фридрих Фрёбель

Публикации по теме:

Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.

Переход к работе по ФГОС дошкольного образования в условиях профстандарта С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Цель: Создание.

Организация инклюзивного образования в ДОУ В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим.

Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования «Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования». «Воспитатель осознает, что его дело скромное.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Консультация «Восемь принципов инклюзивного образования» Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонациональной среды и подготовка будущих педагогов Тема воспитания толерантности у детей в условиях многонациональной среды крайне актуальна в наше время, ведь из-за демократизации образования.

Автор публикации:
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 8 января 2019 в 19:03
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чурбанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД