Наталья Чурбанова
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Подготовка педагогов к работе
в условиях инклюзивного образования»
Дитя, молодое существо с первого своего
появления на свет Божий, с первого дня
рождения, сообразно своей природе,
должно непременно быть понято,
направляемо и поставлено в возможность
свободного всестороннего употребления
своих сил.
Фридрих Фрёбель
Публикация «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Новые ориентиры в современном образовании – гуманизация пространства детства, ориентация на человека как ценность определили феномен инклюзивного образования как образования такого формата, в котором признаётся равноправие любого человека, имеющего индивидуальные образовательные потребности и возможности.
В контексте современных реформ встал вопрос о введении инклюзивного обучения. Это предполагает получение образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа, совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это влечет за собой повышение требований к мастерству педагогов, расширение их функциональных обязанностей, а так же изменение профессионально значимых и личностных характеристик. В новых социальных условиях педагог не может ограничиваться знаниями специфики образовательных программ и традиционных методик обучения. Это условие предполагает, что педагоги должны получить специальную подготовку в области «корреционной» педагогики, быть готовыми и профессионально решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей. Однако до сих пор большинство детей- инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в отдельных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. При этом при создании соответствующих новым требованиям форм и способов организации обучения, обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, многие из них способны на равных с нормально развивающимися сверстниками полноценно участвовать в учебном процессе, приобретать социальные навыки и умения. Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения. В последние годы актуализируется вопрос системной поддержки инклюзивного образования инновационными площадками, реализующими практику обучения детей-инвалидов или обучающихся с ОВЗ. Необходимо активно обобщать и тиражировать наработанный ими позитивный опыт инклюзии для формирования у педагогов осознанности и добровольности в следовании отрывающихся системных преобразований школ в собственно инклюзивные. В связи с этим требуется аргументированное изучение феноменологии инклюзии и ее концептуальных, нормативно-правовых, организационно- методических оснований. Это позволит работникам и специалистам планово, поэтапно «выращивать» инклюзивную практику, преобразовывать образовательное пространство, чтобы отвечать требованиям времени, ожиданиям родителей и школьников.
В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов педагоги общего образования должны быть готовы осуществлять инклюзивное и интегрированное образование для учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями. В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалифика-ции работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).
По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.
Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей.
Современные обстоятельства таковы, что в обычные детские сады поступают дети, имеющие разные социальные статусы и статусы здоровья. Поэтому педагогам необходимо понимать суть инклюзивного образования и специфику построения образовательных отношений с детьми с разными образовательными интересами и потребностями.
Инклюзивное образование в традиционных детских садах предполагает:
- создание образовательных концепций, ориентированных на создание полноценной образовательной среды для разных групп детей;
- создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды для каждого ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение;
создание специализированной предметно-пространственной среды, позволяющей любому ребёнку иметь доступ к образовательным ресурсам;
- создание и реализация различных образовательных программ (в том числе адаптивных, направленных на достижение успешности детей разных групп;
- создание команды специалистов и педагогов, прошедших специальную подготовку по работе с детьми с разными вариантами развития, имеющих единую систему ценностей и систему ожиданий по отношению к воспитанникам;
- создание педагогического и родительского сообщества, объединенного общими целями по воспитанию, развитию и обучению детей с разными вариантами развития.
Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы :
• представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
• знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
• знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
• умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
Многими исследователями понятие профессиональной компетентности раскрывается как интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, освещается сущность и компонентный состав профессиональной компетентности (В. Н. Введенский, Л. Н. Горбунова, И. В. Гришина, А. К. Маркова, Э. М. Никитин и др.)
В последние несколько лет отмечается усиление внимания к субъективно-личностному аспекту развития профессиональной активности и реализации инициативы педагогом как субъектом профессиональной педагогической деятельности (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, И. П. Цве-люх и др.) Несмотря на наличие научных трудов, посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов и определению условий их личностно-профессионального саморазвития, вопросы, касающиеся специфики профессиональной компетентности учителя, реализующего процесс инклюзивного обучения, изучаются немногими исследо-вателями.
Одним из основных целевых компонентов в работе с детьми с ОВЗ является формирование опыта позитивных социальных отношений. Параметром инклюзивной образовательной среды можно считать ее психологическую безопасность, когда большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса защищенности и удовлетворенности взаимодействием, высокий уровень профессионализма педагогического коллектива. Модель «включения» может быть успешна только в случае, если разработана четкая система реализации концепции инклюзивного образования, куда входит в первую очередь: – специально разработанный алгоритм условий для включения детей с общеобразовательное пространство; – сегмент психолого-педагогического сопровождения и поддержки участников образовательного процесса; – координация усилий всех задействованных служб и ресурсов.
От профессионализма учителя, педагога как личности, прежде всего, зависит успех инклюзивного образования, подготовка кадров должна стать непрерывным системным процессом.
Специфика работы с ребёнком с ОВЗ
• Индивидуальная работа
• Включение в подгрупповые и групповые формы взаимодействия при сопровождении помощников (при необходимости) – реализация принципа индивидуализации
• Актуализация процессов обучения, научения
• Процесс развития соотнесен с коррекцией; включение в новый социальный опыт
Процесс воспитания происходит за счет «достраивания» образа целостного ребёнка при участии других людей.
Специфика работы с родителями ребёнка с ОВЗ
• Актуализация позиции партнёрства
• Работа по становлению субъектной позиции
• Повышение психолого-педагогической грамотности
• Спецификация некоторых родительских функций (получение подготовки для совместной реализации ИОП)
• Работа с “задачами на смысл и на ценности бытия”
Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей, поэтому столь тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров.
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников.
Проведенные исследования, разных специалистов, показали, что для полноценной организации профессиональной переподготовки кроме специфического содержания не-обходимо, по нашему мнению, подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа. Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей с особыми потребностями необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов вышеперечисленных компетенций посредством организации курсов повышения квалификации с привлечением специалистов различных областей: дефектологов, неврологов, терапевтов, психологов, психиатров и т. п.
Дети как цветы.
Нужно наклониться к ним,
чтобы их распознать.
Фридрих Фрёбель