Светлана Костицына
Комплексный подход по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В МБУ Детский сад №139 «Облачко» реализуется опытно-экспериментальная работа по созданию программно-методического обеспечения профилактики нарушений чтения и письма у дошкольников с общим недоразвитием речи. Данный проект имеет огромную значимость для Самарской области вообще и для г. Тольятти в частности, что обусловлено устойчивой тенденцией роста детей, испытывающих трудности в обучении и, прежде всего, в обучении чтении и письму.
Публикация «Комплексный подход по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Недоразвитие пространственной функции у дошкольников с ОНР, обусловлено органической недостаточностью нервной системы, тесно связано с нарушением развития других высших корковых функций, общим замедлением темпа и нарушением качественной стороны психического развития ребенка. Формирование у ребенка зрительно-пространственных представлений (представлений о форме, величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу) занимает продолжительное время.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы нами было проведено специально-организованное обследование предпосылок письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Исследование показало, что у детей с ОНР отмечается низкий уровень развития зрительно-моторной координации, проявляющейся в неустойчивости движения руки, невозможности провести прямую линию и действовать по инструкции. Был констатирован низкий уровень развития пространственных отношений, проявляющийся в несоблюдении направлений линий, неумении ориентироваться на графические изображения направления, низкий уровень развития сенсомоторной координации, произвольного внимания, пространственного восприятия и мелкой моторики руки, низкий уровень зрелости графического символизма. Исследования сукцессивных выявило у детей с ОНР трудности в последовательном перечислении слогов в слове, назывании слов во фразе, в воспроизведении звуковых ритмов.
Важную роль в этом процессе играет не только непосредственно зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами (их ощупывание, перекладывание с места на место, манипулирование ими) которые позволяют ему получать представления о форме и величине окружающих его небольших предметов, их пространственной ориентировке, а также научиться по разным признакам отличать друг от друга.
Существует последовательность в усвоении «пространственной терминологии» детьми непосредственно в практике поведения. Раньше всего в речи детей появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на», «под», позднее слова «справа», «слева», употребление которых долго ограничивается «ситуацией различения ребенком своих рук». К концу дошкольного периода появляются такие предлоги и наречия как «между», «напротив», «над». Таким образом, именно дошкольный возраст является сенситивным периодом развития пространственной ориентировки у детей.
В понятие оптико-пространственной ориентировки входит овладение детьми старшего дошкольного возраста следующими функциями: ориентировка в собственном теле, ориентировка в схеме тела объекта, находящегося напротив, ориентировка в предметах окружающего мира, ориентировка на плоскости, понимание и употребление в речи основных топологических, метрических и координаторных понятий. Недифференцированносоть пространственных соотношений между графическими элементами целого, а также нерасчленённость зрительного восприятия графических изображений, неспособность анализировать целое и осуществлять синтез отдельных элементов, нарушения зрительного восприятия и памяти у детей дошкольного возраста тормозят развитие необходимых составляющих письменной речи.
Уровень сформированности пространственной ориентировки имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школе. С недостаточностью развития пространственной функции связаны трудности, возникающие при овладении знаниями по математике, чтению, письму. В школе такие дети допускают ошибки пространственного различения:
в поведении, ошибки в расположении учебных предметов на парте требований учителя, связанных с направлением движения (вперед, назад, в сторону); в чтении-суженность различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное не различие сходных по форме букв;
в письме – неумение соотнести букву и линии в тетради, т. е. ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв (м-ш, и-п, зеркальные ошибки, вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с-э, б-д);
в математике – ошибочное написание цифр (6-9, 5-2, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении, несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятий «метр», «сантиметр»;
в рисовании – глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;
в гимнастических упражнениях – неправильное направление движения при перестроении под команду (в правую сторону вместо левой и наоборот)
Первым этапом в формировании пространственной ориентировки у ребенка можно назвать способность ориентироваться в собственном теле. Он постепенно усваивает взаиморасположение отдельных частей тела по отношению друг к другу, а также начинает различать правую и левую стороны. Вторым этапом, после разграничения правой и левой руки ребенок постепенно переносит это понимание «правого и левого» и на окружающее пространство. На этом этапе можно предлагать ребенку различные игры, например, игры и задания на развитие конструкций, описывающих взаиморасположение объектов по вертикали.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма. В современной логопедической литературе проблема нарушений письменной речи занимает важное место, так как количество детей, испытывающих трудности в обучении, имеет тенденцию к неуклонному росту. По данным М. М. Безруких, число не готовых к школе детей достигло 50 % в городе и 75 % на селе. Число школьников младших классов, не справляющихся со стандартными требованиями учебной программы, за последние 10 лет возросло в два с лишним раза.
В характеристиках педагога-психолога отмечается, что преобладающего числа детей с ОНР отмечается своеобразие наглядно-образного мышления, его недостаточная зрелость. Данный факт позволяет предположить, что у данной категории дошкольников будет затруднен переход к абстракции и символизации, что, безусловно, затруднит овладение письменной речью.
Результаты проведенного обследования позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР слабо развиты навыки, составляющие функциональный базис чтения и письма.
Программа по предупреждению нарушений письменной речи состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап – направлен на формирование психических функций, являющихся базовыми для формирования письменной речи. Этот этап должен быть реализован педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем под руководством учителя-логопеда. Состоит этап из следующих направлений:
- формирование зрительного восприятия;
- формирование мнестических процессов;
- формирование наглядно-образного мышления;
- формирование мелкой моторики пальцев рук.
2. Основной этап – направлен на формирование базиса письма и состоит из следующих направлений:
- формирование сукцессивных функций;
- формирование оптико-пространственных ориентировок;
- формирование графо-моторных навыков и зрительно-моторной координации.
3. Заключительный этап- закрепление навыков неречевых предпосылок письма.
Апробация данной Программы позволяет говорить о ее эффективности. Система предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР позволит увеличить результативность коррекционных мероприятий и значительно сократит расходы на дорогостоящую систему школьного специального образования.