Елена Денисенко
Профилактика дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте. Фронтальное занятие «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Профилактика дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Развитие сукцессивных способностей, последовательности действий. Повторение ритмических рисунков;
2. Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации;
3. Формирование элементарного графического навыка, развитие тонко- координированных движений руки;
Публикация «Профилактика дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте, Фронтальное занятие „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
4. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков «С» - «Ш»;
5. Дифференциация на слух гласных и согласных звуков;
6. Координация речи с движением. Развитие пространственных представлений, ориентировка в схеме собственного тела;
7. Образование существительных множественного числа в родительном падеже;
8. Развитие навыка звукового анализа слов.
9. Совершенствование навыка слогового синтеза слов;
10. Уточнение понимания значений предлогов. Закрепление правильного употребления предлогов в самостоятельной речи;
11. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
12. Развитие познавательных процессов (мышления, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
Оборудование: сюжетная картина «Остров»; сюжетная картина с наложенными изображениями «Ваза с фруктами»; картина «Ваза с фруктами» по кол-ву детей; красные карандаши по кол-ву детей (с насадками). Предметная картина - кактус с иголками; предметные картинки со звуками «С», «Ш». Синие и красные флажки по кол-ву детей. Картина-таблица - «Лабиринт из картинок со звуками «С», «Ш», картинки-лабиринты по количеству детей. Предметные картинки – тигр, слон, кит, шакал, 4 звуковые схемы на карточках. Искусственные цветы - ромашки, бабочки по кол-ву детей. Сюжетные картины «Морское дно» кол-ву детей. Модель корабля; шапочки – бескозырки по кол-ву детей; бутылка; магниты для доски, магнитофон.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заходят в группу. Звучит музыка – звуки морских просторов.
Логопед. Доброе утро, ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Сегодня, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на «Корабле друзей». Вы согласны? Наденьте бескозырки, в кого вы превратились?
Дети: Мы превратились в матросов, в моряков.
Дети с педагогом заходят на построенную модель корабля.
1. Упражнение «Зашифрованное послание».
Логопед. Матросы, нужно передать по рации зашифрованное послание на берег. Слушайте мои хлопки, и после того, как я закончу, похлопайте точно так же. Дети хлопают группами.
Логопед. Возьмите свои бинокли и посмотрите, что вы видите впереди? В группе висит картинка с изображением острова. Кто из вас знает, что такое остров? Дети снимают бескозырки, кладут их на стул на корабле. Садятся на свои места.
2. Игра «Назови, что ты видишь», «Обведи нужный предмет».
Логопед. Вот мы и приплыли с вами на остров. Здесь очень жарко и поэтому на острове растёт много фруктов и ягод. Назовите, какие предметы вы видите на картинке?
-Я вижу ананас;
-Я вижу вишни, грушу, бананы, яблоко, арбуз.
Логопед. В чём лежат фрукты на картине?
-Фрукты лежат в вазе.
Возьмите правильно свои карандаши и обведите по контуру грушу.
Логопед следит, как дети правильно держат карандаш и сидят за рабочим столом. Некоторые дети работают с насадкой на карандаше.
3. Упражнение «Украсим кактус»
Логопед приглашает детей к доске (группами, где на картине нарисован большой кактус.
Логопед. На острове растёт много растений, но, к сожалению, нет ёлок. Давайте украсим кактус картинками со звуками «Ш» и «С». Иголки на кактусе подскажут вам, куда вешать картинку. Иголки растут вниз, значит, сюда мы повесим картинки? Картинки со звуком «С». Иголки растут вверх, значит, сюда повесим картинки со звуком «Ш». Кто догадался, почему так?
-Когда мы говорим звук «С» язычок упираем в нижние зубки, а когда говорим звук «Ш» язычок поднимаем за верхние зубки. Начинайте свой ответ со слов: «Я повешу на кактус сумку, потому что там звук «С»». Где «спрятался» звук в этом слове?
Дети выполняют задание, украшают кактус картинками, комментируя свои действия. Логопед оценивает их работу.
4. Игра «Подними верный флажок».
Логопед. Подойдите к столу и каждый возьмите синий и красный флажок. Передадим сигналы на корабль с помощью флажков (развернулись лицом к кораблю). Я буду называть разные звуки. Если звук гласный мы поднимем, какой флажок? Если твёрдый согласный звук?
А, О, П, Р, С, Э, Ш, И…
Дети кладут флажки на стол и становятся в рассыпную перед логопедом.
5. Динамическая пауза. Координация речи с движением, знание схемы тела.
И. П. - руки вдоль туловища, начинаем поднимать правую руку, затем левую.
Я стою не на земле, (Руку правую на правый бок, левый бок. На правое плечо, левое плечо)
Я стою на корабле. (Руку правую вверх, затем левую вверх и 2 хлопка)
И флажками много раз, (Опускаем левую руку, затем правую руку на плечи, на бока)
Передам любой приказ. (Руки вдоль туловища, хлопки по бёдрам).
Логопед. Слушайте мой приказ. Дотроньтесь левой рукой до правой ноги; дотроньтесь правой рукой до левого уха; поднимите вверх правую руку и левую ногу; попрыгайте на левой ноге, поверните голову направо и т. д. После приказы отдаёт кто-то из детей.
6. Упражнение «Путешествие по лабиринту».
На доску вывешивается лабиринт-таблица из 12 картинок со звуками «С», «Ш». Каждому ребенку, логопед раздаёт картинку с лабиринтом.
Логопед. Сейчас мы будем путешествовать по лабиринту из картинок. Если вы правильно будете шагать по лабиринту, вы узнаете, какую картинку я задумала.
а) Найдите глазами солнышко, от него сделайте 2 шага вверх и один шаг вправо. Даниил, куда мы пришли?
б) Найдите картинку, которая находится под шапкой. Сделайте от неё 1 шаг вниз и 3 шага вверх. К какой картинке мы пришли?
в) Найдите картинку в правом верхнем углу. От неё сделайте 2 шага вниз и 2 шага влево. Какую картинку я задумала?
Ответ детей: «Я пришёл к снеговику, я пришла к солнышку».
7. Игра «Послание в бутылке».
Логопед. На берегу острова я обнаружила бутылку. Бутылка вся покрыта водорослями и тиной. Посмотрим, что там внутри. Бумага намокла, и слова плохо читаются. Помогите разобрать, что здесь написано.
1 слог мат- 2 слог - ро- 3 слог сы. – матросы.
Слова: солнышко, остров, песок, штурвал, суша, матросы, спешка, стёклышко.
8. Упражнение «Подбери картинку к звуковой схеме».
Логопед. Путешественники, назовите, каких животных много в жарких странах? Логопед помогает вспоминать названия животных с помощью наводящих вопросов.
- В жарких странах живёт много крокодилов, обезьян, бегемотов, жирафов. Много горилл, львов, слонов, тигров, антилоп, много носорогов, леопардов, много кенгуру, панд…
Логопед. Мы разделимся на 2 команды. Чья команда быстрее подберёт картинку к звуковой схеме, та и будет победителем.
Тигр (схемы слов)
Кит
Шакал
Слон
9. Динамическая пауза. Координация с речи с движением.
Улиточки ползут, Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.
Свои домики везут, Останавливаются, делают «рожки» из пальцев, ритмично наклоняют голову влево, вправо.
Рогами шевелят.
Рыбки плывут, Передвигаются по кругу
Плавничками гребут. Мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; двигают только ладонями вперёд назад.
Влево, вправо поворот, Делают плавные повороты туловищем влево, вправо и наоборот.
А теперь наоборот. (автор стихотворения Нищева Н. В.)
Логопед. Ребята, я принесла для вас картинки, где нарисовано морское дно. После полдника, каждый из вас посчитает, сколько рыб спряталось на картинке, и заштрихует всех медуз.
10. Упражнение «Бабочка и цветок».
На столах, у каждого ребенка искусственный цветок на подставке и бабочка.
Логопед. Ребята, а ещё на нашем острове много разных насекомых и цветов. Возьмите бабочку и посадите её туда, куда я скажу.
-Бабочка заснула на цветке. Где заснула бабочка?
-Бабочка кружиться над цветком. Где кружиться бабочка?
-Бабочка залетела под цветок?
-Бабочка вылетела из-под цветка? Откуда вылетела бабочка?
-Бабочка залетела за цветок. Куда спряталась бабочка?
-Бабочка села около цветка. Где сидит бабочка?
11. Итог.
Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравились наши приключения? Но, к сожалению, нам нужно покидать этот чудесный остров. Звучит музыка «Звуки морских просторов». Попрощайтесь с нашими гостями и занимайте места на «Корабле Друзей». Мы отплываем!