Наталья Гарифуллина
Опыт работы «Проектный метод в работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА (из опыта работы)
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.
Темочки:
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.
Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам.
Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Занимаясь с логопедом, дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т. е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. В работе над проектом логопед должен : иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой; донести это до детей; ознакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте; заинтересовать каждого ребенка; использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей; использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка; использовать индивидуальный подход; оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах; информировать о его реализации.
Работая в этом направлении, мною совместно с детьми подготовительной к школе группы №6 МБДОУ д/с №33 «Веснушки» города Серова Свердловской области и при участии родителей создан и реализован проект «Этот непростой простой карандаш». В детском саду дети часто пользуются простым карандашом. На логопедических занятиях мы используем задания «Говорящий карандашик», где ребёнок не только выполняет задания карандашом, но и автоматизирует при этом поставленные звуки, слоги, слова. Дети спросили, почему простой карандаш оставляет след на бумаге? Мы решили узнать, как можно больше о простом карандаше.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи: подумать, чем можно рисовать, если нет карандаша, выяснить, какие бывают карандаши, как и из чего делают простые карандаши; убедиться, что простой карандаш - универсальная вещь, необходимая людям. Допустим, что вместо карандаша можно использовать другие предметы. Предположим, что есть более современные средства для рисования.
Вместе с детьми мы прочитали о карандаше в книгах, поискали с родителями в интернете, посмотрели видеофильм о производстве карандашей и узнали, чем рисовали люди раньше. Мы провели эксперимент. Попробовали рисовать палочкой на песке, мелом, углём, серебряной серёжкой, кусочком свинца на бумаге.
Оказалось, что на бумаге лучше всего рисовать карандашом. Руки не пачкаются, пишет ярко и стирается резинкой.
Сейчас есть много предметов, которыми можно писать и рисовать: ручка, фломастер, восковые мелки, карандаш. Что универсальнее?
Мы провели эксперимент. Проверили, будут ли эти предметы в разных условиях.
Сделали вывод, что только карандаш чё тко пишет везде: и в перевернутом виде, и на морозе, и в воде и даже в состоянии невесомости карандашом пишут космонавты.
Также мы провели опрос среди родителей и сотрудников детского сада. Нужен ли им простой карандаш? Оказалось, что простым карандашом пользуются почти все: заведующий, воспитатели, логопеды, медицинская сестра, бухгалтер, столяр, завхоз, учитель, администратор, лаборант и даже повар в детском саду.
Таким образом, наши предположения подтвердились частично. Рисовать можно не только простым карандашом. Но простой карандаш – это универсальная вещь. Карандаш пишет в любых условиях и им пользуются люди всех возрастов и разных профессий.
Результатом нашего проекта стало рисование рисунков простым карандашом, оформление альбомов: «Говорящий карандаш», «Необычные карандаши», «Наши рисунки простым карандашом», «Стихи и загадки о карандашах», «Поделки из карандашей», создание мини - музея «Простого карандаша», в котором ребята проводят экскурсии для детей их разных групп. Сейчас выпускают много креативных, сувенирных карандашей. Мы с детьми тоже решили украсить карандаши. Теперь у каждого есть свой карандаш, непохожий на других.
Данный проект помог в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе, помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, а мне – реализовать задачи по работе над правильной речью детей.
П