Вера Зворыгина
Экологическое воспитание детей через проектный метод обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большое внимание уделяется проблемам экологического воспитания. Почему же эти проблемы стали такими актуальными? Причина – это деятельность людей в отношении к природе - человек являлся потребителем по отношению к ней: жил и пользовался её дарами, мало задумываясь о последствиях. В свою очередь природа по-своему отзывается на вторжение человека: исчезают разные виды растений и животных. Необходимо понимать и помнить, как человек связан с природой, и как он зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать[2].
Публикация «Экологическое воспитание детей через проектный метод обучения» размещена в разделах
На сегодняшний день очень важно формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осмыслить результаты своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, то, что будет заложено на этом этапе, в дальнейшем определит его характер и многие индивидуальные качества. Педагоги детского сада отдают себе в этом отчет и конечно стремятся обогатить жизнь каждого ребенка удивительными открытиями, практическими действиями по взаимодействию в окружающем мире, но без родителей весьма сделать это трудно. Основы экологического воспитания закладываются, прежде всего, в семье. Поэтому задача педагога искать новые пути сотрудничества с родителями, чтобы научить ребенка любить и беречь окружающий мир. Какой человек - такой мир, который он создает вокруг себя.
В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Окружающая природа способствует у дошкольников доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.
Так как же научить детей беречь и охранять природу?
В. А. Сухомлинский считал, что «вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» [3].
Современная система образования предполагает внедрение в образование и воспитание инновационных методов работы с детьми. Одним из эффективных методов в работе педагога с детьми является метод проектной деятельности.
Под проектом понимается коллективная, самостоятельная, творчески завершенная работа, которая имеет социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, родителей и педагогов [2].
Этот метод работы активно используется в нашем дошкольном учреждении, он позволяет повысить активность детей, способствует развитию творческого мышления, умения находить информацию об интересующем предмете и в будущем использовать её. А также делает систему образования дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.
Экологический проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны, развивает эстетические чувства, такие как способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает сформировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.
В структуре проекта можно выделить следующие этапы:
I – аналитический: выбор темы, формулировка проблемы
II – поисковый: разработка проекта обозначается проблема формулируется актуальная и посильная задача для детей на определенный отрезок времени;
III – практический: выполнение проекта – формирование специфических знаний, умений и навыков
IV – презентационный: презентация результатов[2].
Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей.
Темы проектов могут быть самыми разными, но темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более глубокого познания.
Весной во время прогулки дети рассматривали насекомых. В ходе наблюдения, было обнаружено, что одни дети проявили интерес, другие - пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В беседе выяснилось, что знания у детей у детей небольшие. Отсюда возникла проблема: «Зачем нужны насекомые? Пользу или вред они приносят?». Так начался педагогический проект «В мире насекомых». Главной целью проекта было создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.
Проект групповой для детей 4-5 лет, исследовательский краткосрочный - месяц, с заданным результатом «Зачем нужны насекомые?» и элементами творчества с участием родителей воспитанников, воспитателей. Продукт проекта - презентация.
Участие детей в проекте позволит : сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить умственные операции анализа, синтеза, сравнения; развить творческие способности и поисковую деятельность; воспитать гуманное, экологически грамотное отношение к животному.
На начальном этапе проекта разработан перспективный план, куда вошли:
- цикл познавательных занятий, из которых дети узнали интересные факты, такие как чуть меньше половины культур из которых делают продукты питания, опыляют пчелы. А еще пчелы участвуют в очищении земли от остатков старой травы и умерших животных. Насекомые – корм для птиц. Есть насекомые, которые уничтожают урожай и переносят разные болезни, но их мало. Несмотря на недостатки насекомые - неотъемлемая часть мира живой природы, от которой зависит и наша с вами жизнь. В итоге пришли к выводу «Насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак;
- наблюдения на участке за муравьями, бабочками, стрекозами с целью расширения знаний их жизни, их роли в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым;
- экскурсии. Одна проходила на территории участков детского сада. На другой экскурсии дети совместно с родителями и воспитателем побывали на окраине нашего села и там знакомились с многообразием насекомого мира и любовались красотами нашего края.
- трудовая деятельность с целью воспитание трудолюбия. Предложить детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек» - прибрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки (в маленькие ведерки);
- чтение художественной литературы В. Зотов из книги «Лесная мозаика» и др. После прочитанного произведения с детьми проводилось обсуждение, где было видно, как дети сопереживали трудностям героев, и радовались их удачам.
- разучивание стихов Л. Мирошникова, «Паучок» и другие;
-пальчиковой гимнастики «Божьи коровки»
По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка. (накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью)
Маленькая крошка, (правой рукой погладить «божью коровку»)
На спине горошки. (указательным пальцем правой руки ставить точки)
и утренней гимнастики «Бабочки» и др. ;
-загадывание загадок про насекомых;
- прослушивание аудиозаписей Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» и запись родителей жужжание пчел на лугу;
- детьми смотрели мультфильмы «Как муравьишко домой спешил» и др. ;
- подвижные, дидактические, речевые игры; игры лото;
-занятия продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация) где использовали аудиозапись «Звуки природы» и работы даже получались более выразительными;
- развлечение «На полянке» и другие мероприятия. По разыгрываемому сюжету мы старались вызвать у детей переживания, сочувствие и желания помочь героям, которые оказались в проблемной экологической ситуации;
- многое другое.
В основу работы с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, а только позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
В ходе проекта был собран и систематизирован материал о насекомых. У детей появились : интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования. За время работы над проектом у детей обогатился словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-3 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе проекта у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках, поделках из пластилина и природного материала. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Внедрение проектного метода в образовательный процесс позволило активно включить родителей в работу над проектом.
Метод проектирования повышает детскую активность, самостоятельность, любознательность и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, родителей и педагогов.
Таким образом, в результате комплексной насыщенной и интересной работы в ходе проектной деятельности у детей будут сформированы начала экологической культуры, которые выразятся: в усвоении норм и правил взаимодействия с окружающим миром; в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение; потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;
в проявлении эстетических чувств, потребности самовыражения в творческой деятельности; в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. – Москва: Сфера, 2011. – 128с.
2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н Веракса. – Москва : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008
3. Коробкин, В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передальский. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2011. СИНТЕЗ, 2008