Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей через проектный метод обучения

Вера Зворыгина
Экологическое воспитание детей через проектный метод обучения
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время большое внимание уделяется проблемам экологического воспитания. Почему же эти проблемы стали такими актуальными? Причина – это деятельность людей в отношении к природе - человек являлся потребителем по отношению к ней: жил и пользовался её дарами, мало задумываясь о последствиях. В свою очередь природа по-своему отзывается на вторжение человека: исчезают разные виды растений и животных. Необходимо понимать и помнить, как человек связан с природой, и как он зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать[2].

Темочки:

На сегодняшний день очень важно формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осмыслить результаты своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, то, что будет заложено на этом этапе, в дальнейшем определит его характер и многие индивидуальные качества. Педагоги детского сада отдают себе в этом отчет и конечно стремятся обогатить жизнь каждого ребенка удивительными открытиями, практическими действиями по взаимодействию в окружающем мире, но без родителей весьма сделать это трудно. Основы экологического воспитания закладываются, прежде всего, в семье. Поэтому задача педагога искать новые пути сотрудничества с родителями, чтобы научить ребенка любить и беречь окружающий мир. Какой человек - такой мир, который он создает вокруг себя.

В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Окружающая природа способствует у дошкольников доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.

Так как же научить детей беречь и охранять природу?

В. А. Сухомлинский считал, что «вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» [3].

Современная система образования предполагает внедрение в образование и воспитание инновационных методов работы с детьми. Одним из эффективных методов в работе педагога с детьми является метод проектной деятельности.

Под проектом понимается коллективная, самостоятельная, творчески завершенная работа, которая имеет социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, родителей и педагогов [2].

Этот метод работы активно используется в нашем дошкольном учреждении, он позволяет повысить активность детей, способствует развитию творческого мышления, умения находить информацию об интересующем предмете и в будущем использовать её. А также делает систему образования дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

Экологический проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны, развивает эстетические чувства, такие как способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает сформировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

В структуре проекта можно выделить следующие этапы:

I – аналитический: выбор темы, формулировка проблемы

II – поисковый: разработка проекта обозначается проблема формулируется актуальная и посильная задача для детей на определенный отрезок времени;

III – практический: выполнение проекта – формирование специфических знаний, умений и навыков

IV – презентационный: презентация результатов[2].

Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей.

Темы проектов могут быть самыми разными, но темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более глубокого познания.

Весной во время прогулки дети рассматривали насекомых. В ходе наблюдения, было обнаружено, что одни дети проявили интерес, другие - пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В беседе выяснилось, что знания у детей у детей небольшие. Отсюда возникла проблема: «Зачем нужны насекомые? Пользу или вред они приносят?». Так начался педагогический проект «В мире насекомых». Главной целью проекта было создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.

Проект групповой для детей 4-5 лет, исследовательский краткосрочный - месяц, с заданным результатом «Зачем нужны насекомые?» и элементами творчества с участием родителей воспитанников, воспитателей. Продукт проекта - презентация.

Участие детей в проекте позволит : сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить умственные операции анализа, синтеза, сравнения; развить творческие способности и поисковую деятельность; воспитать гуманное, экологически грамотное отношение к животному.

На начальном этапе проекта разработан перспективный план, куда вошли:

- цикл познавательных занятий, из которых дети узнали интересные факты, такие как чуть меньше половины культур из которых делают продукты питания, опыляют пчелы. А еще пчелы участвуют в очищении земли от остатков старой травы и умерших животных. Насекомые – корм для птиц. Есть насекомые, которые уничтожают урожай и переносят разные болезни, но их мало. Несмотря на недостатки насекомые - неотъемлемая часть мира живой природы, от которой зависит и наша с вами жизнь. В итоге пришли к выводу «Насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак;

- наблюдения на участке за муравьями, бабочками, стрекозами с целью расширения знаний их жизни, их роли в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым;

- экскурсии. Одна проходила на территории участков детского сада. На другой экскурсии дети совместно с родителями и воспитателем побывали на окраине нашего села и там знакомились с многообразием насекомого мира и любовались красотами нашего края.

- трудовая деятельность с целью воспитание трудолюбия. Предложить детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек» - прибрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки (в маленькие ведерки);

- чтение художественной литературы В. Зотов из книги «Лесная мозаика» и др. После прочитанного произведения с детьми проводилось обсуждение, где было видно, как дети сопереживали трудностям героев, и радовались их удачам.

- разучивание стихов Л. Мирошникова, «Паучок» и другие;

-пальчиковой гимнастики «Божьи коровки»

По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки)

На ней красная рубашка. (накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью)

Маленькая крошка, (правой рукой погладить «божью коровку»)

На спине горошки. (указательным пальцем правой руки ставить точки)

и утренней гимнастики «Бабочки» и др. ;

-загадывание загадок про насекомых;

- прослушивание аудиозаписей Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» и запись родителей жужжание пчел на лугу;

- детьми смотрели мультфильмы «Как муравьишко домой спешил» и др. ;

- подвижные, дидактические, речевые игры; игры лото;

-занятия продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация) где использовали аудиозапись «Звуки природы» и работы даже получались более выразительными;

- развлечение «На полянке» и другие мероприятия. По разыгрываемому сюжету мы старались вызвать у детей переживания, сочувствие и желания помочь героям, которые оказались в проблемной экологической ситуации;

- многое другое.

В основу работы с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, а только позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

В ходе проекта был собран и систематизирован материал о насекомых. У детей появились : интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования. За время работы над проектом у детей обогатился словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-3 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе проекта у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках, поделках из пластилина и природного материала. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

Внедрение проектного метода в образовательный процесс позволило активно включить родителей в работу над проектом.

Метод проектирования повышает детскую активность, самостоятельность, любознательность и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, родителей и педагогов.

Таким образом, в результате комплексной насыщенной и интересной работы в ходе проектной деятельности у детей будут сформированы начала экологической культуры, которые выразятся: в усвоении норм и правил взаимодействия с окружающим миром; в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение; потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;

в проявлении эстетических чувств, потребности самовыражения в творческой деятельности; в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Литература:

1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. – Москва: Сфера, 2011. – 128с.

2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н Веракса. – Москва : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008

3. Коробкин, В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передальский. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2011. СИНТЕЗ, 2008

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда.

Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время.

Консультация для воспитателей ДОО «Формирование исследовательского поведения у детей через проектный метод» Я, Волошина МА – старший воспитатель ОУ детский сад №19 «Золотая рыбка», считаю, что цель работы воспитателя детского сада: воспитание гармонично.

Консультация «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД» Консультация: «Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Среди жертв ДТП много детей.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию в средней группе «Развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Подготовили воспитатели: Касьянова Г. В. Малинкина Т. В. Золотова Т. Н. ГБОУ Шкала № 2122.

Семинар для воспитателей ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников через театрализацию» Добрый день, уважаемые коллеги! На протяжении длительного времени наш детский сад работает над воспитанием у детей бережного отношения к.

Проект «Труд в природе. Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность» Вид проекта: творческий, практический, игровой, долгосрочный, групповой. Срок реализации проекта: октябрь - май Актуальность проекта: Мы.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей через проектный метод обучения
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 16:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей через проектный метод обучения» (включая файлы) размещена пользователем Вера Зворыгина (УИ 1017090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД