Вера Зворыгина
Проектный метод обучения как способ развития познавательного интереса дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве очень важно отношение взрослого к познавательным стремлениям ребенка. Окружающий мир обрушивается на него в большом многообразии, которое превышает его способность объяснить наблюдаемое на основе знаний и опыта.
Необходимо помнить, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому необходимо всячески их поощрять.
Публикация «Проектный метод обучения как способ развития познавательного интереса дошкольников» размещена в разделах
Нужно также осознавать, что вопросы ребенка говорят об его открытости и стремлении к интеллектуальному общению. Безусловно, развиваться диалог будет только в том случае, если каждый его участник интересуется суждениями другого, и если взрослый не подчеркивает своего превосходства над малышом, а поощряет его пытливость и любознательность. Отвечая на вопросы, взрослый должен помнить: основная его задача – поддержать познавательный интерес, вызвать у ребенка новый вопрос, на который он сам бы и искал ответ, пользуясь подсказкой взрослого. Необходимо, чтобы ребенок прикладывал усилия и сам мыслил. Вот это усилие и приучит ребенка к интеллектуальной деятельности, научит думать, стремиться к потребности думать, сохранить интерес к познанию.
Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Но это не значит, что познавательная активность формируется самостоятельно.
Чтобы у ребенка познавательный интерес был высоким, нужно чтобы он сам исследовал, экспериментировал, ощущал, наблюдал, сравнивал, делал выводы. Чтобы ребенок видел результаты своих экспериментов, спрашивал о том, что дальше делать или где это узнать, чтобы, чтобы искать материал дома, в саду и тд. При таком обучении ребенку гарантирован успех в развитии познавательной активности и прочное запоминание материала. Конечно, ребенок будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять его действия. Познавательный интерес можно реализовывать, внедрив в обучение проектный метод.
Метод – это совокупность приемов, операция овладения определенной областью теоретического или практического знания, той или иной деятельностью. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться результата, нужно научить детей самим мыслить, находить и решить проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно - следственные связи.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей – парную, групповую, индивидуальную которую дошкольники выполняют в течение определенного времени. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность поисковых, исследовательских, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проектный метод, решая определенные задачи, прямо связан с развитием познавательного интереса дошкольников.
Авторами проектного метода (В. Килпатрик, Д. Дьюи и др.) выделены основные этапы проекта (Таблица).
Этапы проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап
(поисковый)
Целеполагание - Помогает сформулировать проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
-Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
- Формулирует задачу - Вхождение в проблему
- Вживание в игровую ситуацию.
- Дополнение задач проекта
2 этап
(аналитический)
Разработка проекта - Помогает в решении задачи.
- Помогает спланировать деятельность.
- Организует деятельность. - Объединение детей по группам.
- Распределение амплуа
3 этап
(практический)
Практическая часть - Оказывает практическую помощь (по необходимости).
-Направляет и контролирует осуществление проекта. Формирование специфических знаний, навыков и умений.
4 этап
(презентационный)
Подведение итогов - Подготавливает презентацию - Продукт деятельности готовят к презентации.
-Представляют продукт деятельности.
Все проекты выстроены в соответствии с предложенными этапами. Темой наших проектов, как правило, становится определенный раздел образовательной программы, её предлагает педагог. Но бывает, что и сами дети предлагают тему для проекта, что очень ценно и обязательно находят поддержку со стороны педагога.
Чаще всего проектная деятельность начинается с трех вопросов: «Что я уже знаю об этом?», «Что я хочу узнать?», «»Где мы можем найти интересующую нас информацию?»
Тема проекта «Страна Светофория» была определена не случайно, так как выход ребенка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, транспорт – эти понятия входят в круг представлений ребенка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. В процессе реализации мы выяснили, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт детей, что они знают о ПДД, что хотят узнать и что нужно для этого сделать. Все дети стали активными участниками педагогического процесса, так как детям предоставлялся выбор в выполнении разноуровневых заданий, работали в парах и коллективно.
Дети, путешествуя по «Стране Светофория», закрепляя и расширяя знания о ПДД, должны были придумать и создать плакат «Осторожно, улица!» Им была предоставлена возможность в выборе материала, распределение ролей во время проведения сюжетно-ролевой игры. Познавательная активность имела отчетливые проявления: кто-то очень был удивлен, что представлена возможность выбора, у других детей была выражена озабоченность, у третьих радость и восторг.
Проект «Зимующие птицы», продуктами которого стали альбом «Птичий стол» и картина «У кормушки» были представлены на районный конкурс «Покормите птиц зимой». Используя и осваивая навыки рисования и конструирования, дети рисовали страницы альбома и создавали картину.
Наглядный практический результат на каждом этапе работы (а это не только поделки, но и освоенные умения, возможность принимать участие в общем деле, творить, помогать, подавать идеи, обеспечивать ребятам ощущение собственной значимости, важности выполняемых ими действий. На базе творческих, не регламинтированных видов деятельности стало возможно гибко выстроить работу по формированию детского коллектива. Можно отметить как результат - низкую конфликтность среди детей, дружелюбность и открытость в отношениях между детьми и взрослыми. А также высокую познавательную активность детей, умение сотрудничать, распределять работу, выступать во время занятий в разных позициях (наблюдателя, исполнителя, ведущего, проверяющего, помощника).
Активно шла работа по становлению общеучебных умений: работа по словесной инструкции, выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования, совместное планирование действий и другое.
Внедрение проектного метода в образовательный процесс позволило активно включить родителей в работу над проектом.
В ходе выстроенной системы дети учатся использовать полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию ребенка, повышение его статуса субьекта образовательного процесса, развитию познавательного интереса.