Титова Антонина
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
-Односложная, состоящая из простых предложений;
-Бедность речи, недостаточный словарный запас;
-Замусоривание речи сленговыми словами;
-Неспособность построить монолог;
-Отсутствие навыков культуры речи.
Поэтому очень важна работа по развитию речи в детском саду. Это конечно и различные дидактические игры, и чтение художественной литературы, и заучивание стихов, считалок, потешек, и проведение ОД по развитию речи и многие- многие другие методы.
И, безусловно, одну из ведущих ролей в развитии речи у дошкольников играет театрализованная деятельность.
Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Виды театра:
Кукольный театр рекомендуется применять с детьми раннего дошкольного возраста, в период 1,5–3 лет, когда у них начинают развиваться все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь.
Кукольный театр: Развивает диалогическую речь. Куклы становятся собеседниками, дети учатся задавать вопросы, отвечать, строить диалоги, следить за последовательностью высказываний.
Повышение словарного запаса. Кукольный театр представляет широкий спектр сюжетов и персонажей, знакомя детей с новыми словами, фразами и выражениями. Ребёнок узнает новые понятия и использует их в своей речи.
Улучшение грамматического строя. Куклы «говорят» правильным и красивым языком. Дети невольно усваивают грамматические правила, повторяя за куклами фразы и предложения.
Развитие образного мышления. Игра с куклами стимулирует фантазию и воображение детей. Ребёнок может придумать собственную историю и построить диалог между персонажами, развивая креативность и фантазию.
Усвоение элементов речевого общения. Театрализованные игры способствуют усвоению мимики, жеста, позы, интонации, модуляции голоса.
Настольный театр можно применять в разных возрастных группах:
В младшей группе. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры с настольным театром игрушек и настольным плоскостным театром. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
В возрасте 4–5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.
В старшей и подготовительной возрастных группах. В этом периоде детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочным театром.
Настольный театр: Обогащает словарный запас. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной.
Формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь. Используя различные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, дети стараются говорить чётко, чтобы их все поняли.
Развивает умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.
Расширяет и углубляет детский опыт о предметах, о природных явлениях.
Воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Ложковый театр можно применять для детей от двух до семи лет.
В четыре года ребёнок может помогать взрослым в изготовлении куклы, а в пять — даже сделать её сам.
Ложковый театр: Совершенствует звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия, выразительности. В ходе инсценировок дети учатся чётко произносить звуки и использовать интонацию для передачи различных чувств.
Обогащает словарь. Дети овладевают навыками связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества.
Развивает диалогическую речь. Обыгрывая этюды с куклами и выступая перед зрителями, воспитанники совершенствуют культуру речи, обогащают её интонационный и грамматический строй.
Учит передавать характер героев с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса.
Кроме того, ложковый театр помогает координировать движения рук и глаз, развивает воображение и раскрепощает творческий потенциал детей.
Баночный театр можно применять в разных возрастных группах.
Обогащает словарь детей и активизирует его. Желание получить роль какого-либо персонажа служит стимулом для обучения говорить чисто и правильно.
Побуждает к высказыванию своих мыслей. Педагог побуждает ребёнка высказывать своё отношение к увиденному, что способствует развитию речевых возможностей и способностей.
Позволяет использовать заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи. В дальнейшем дети используют их как готовый речевой материал в свободном общении.
Кроме того, говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, преодолевает робость, неуверенность в себе и застенчивость.
Конусный театр можно применять в театральной деятельности с детьми в возрасте 4–6 лет, может способствовать развитию речи дошкольников по следующим причинам:
Активизируется словарь. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активации в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.
Совершенствуется звуковая культура речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи.
Развивается диалогическая речь. Исполняемая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарем.
Развивается связная речь. В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатывается умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композицию и грамматически оформлять смысловое и эмоциональное высказывание.
Театр на перчатке. Начинать знакомить малыша с игрушками-перчатками можно уже с 1,5 лет. Развивает речь, потому что обогащает и активизирует словарь, провоцирует детей на ведение диалогов, совершенствует монологическую речь.
Ребёнок надевает на руку перчатку и оживляет её с помощью выбранного им героя, и от его лица рассказывает о своих собственных мыслях. Таким образом, с помощью перчатки он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания.
Также театр на перчатке развивает коммуникативные способности и память детей, является хорошим стимулом для развития памяти, зрительного внимания и речевого развития. Ребёнок, управляющий «говорящей куклой», раскрепощается.
Заключение
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.