Людмила Логинова
Проект «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №289 ГО г. Уфа РБ
Проект
Старшая группа №1
Воспитатель:
Логинова Л. С.
Уфа-2024
Краткосрочный проект в старшей группе
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Тема: «Зимующие птицы»
Продолжительность: краткосрочный (11.11.2024 – 15.11.24г.)
Тип проекта : информационно – творческий.
Вид проекта : групповой
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Актуальность проекта :
Человек видит и слышит различных птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Многие птицы питаются насекомыми. С наступлением холодов все насекомые прячутся и птицы улетают в теплые страны. Другие птицы питаются не только насекомыми, но и семенами, шишками, ягодами. Эти птицы могут найти себе пропитание и в холодное время. Они никуда не улетают и остаются в наших краях. Порой естественный корм становится практически недоступным. Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Они путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому я, совместно с родителями, решила улучшить знания детей о зимующих птицах, об их повадках и образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Постановка проблемы:
Недостаточно знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам в холодное и голодное время года - зимой.
Проведя беседу, предложив детям демонстрационный материал: 5 детей назвали правильно почти всех птиц, 4 детей 3-4 птицы, а 6 детей только 1-2 птицы. Из этого следует, что у детей недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе. У них не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой
Цель: сформировать у детей представление о многообразии зимующих птиц. Расширить знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.
Задачи проекта :
• вызвать интерес к окружающему детей миру;
• расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
• сформировать бережное отношение к миру природы;
• воспитывать у детей желание помогать птицам зимой;
• познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
• сформировать умение различать птиц по внешнему виду;
• привлечь внимание воспитанников и родителей к проблеме жизни птиц в суровых условиях зимы.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта «Зимующие птицы» у детей расширятся знания о зимующих птицах. Дети научатся вести наблюдение за птицами, производить анализ увиденного, различать их по внешнему виду, повадкам, оперению. Ребята совместно с родителями примут участие в изготовлении кормушек и книжек-малышек о птицах. Вместе с воспитателем познакомятся со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах, выполнят коллективную аппликацию и оформят выставку книжек-малышек «Наши зимующие птицы»
Этапы реализации проекта «Зимующие птицы»
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический)
3. Заключительный этап.
Реализация проекта :
I этап: подготовительный этап:
определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
подбор необходимой методической литературы по теме;
подбор музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
подбор картинок, художественной литературы, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме;
создание необходимых условий для реализации проекта;
разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап: основной
Познавательное развитие.
1. НОД «Зимующие птицы нашего края»
2. Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
3. Беседа «Какие птицы с нами зимуют?»
4. Беседа «Как птицы готовятся к зиме? Чем питаются?»
5. Беседа «Для чего кормушке крыша?»
6. Дидактические игры:
• Игра «Что за птица?»
Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
• Игра «Счет птиц»
Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.
• Игра «Назови ласково».
Цель: упражнять в словообразовании (синица – синичка, воробей – воробушек)
• Игра Собери целое».
Цель: закреплять умение собирать картинку из частей и называть птицу
• Игра «Четвертый лишний»
Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
Художественно эстетическое развитие.
1. Рисование – «Зимующие птицы»
Цель: учить передавать внешний вид зимующих птиц, активизировать мыслительные процессы, развивать творчество.
2. Лепка – «Зимующие птицы»
Цель: формируем умение детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.
3. Аппликация – «Птичка-синичка»
Цель: формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Речевое развитие.
1. Чтение рассказов и стихотворений: (И. Тургенева «Воробей», В. Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Воробей», С. Есенин «Поет зима – аукает»)
Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг.
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки», "Зимующие птицы нашего края".
Цель: расширить знание о зимующих птицах.
3. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
Цель: Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
4. Заучивание физминутки «Синица».
Цель: Настроить детей на восприятие произведения, подготовить внимание детей, пробудить интерес к тексту. Способствовать пониманию и запоминанию, обеспечить осознание композиционной последовательности стихотворного текста. Учить выполнять действия в соответствии с текстом.
5. Отгадывание загадок.
Цель: вызвать интерес к предметному миру; закреплять знание детей о зимующих птицах; формируем детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.
Физическое развитие:
1. Утренняя гимнастика.
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
2. Подвижные игры: «Вороны», «Совушка», «Воробьи и собачка», «Зимующие и перелетные птицы».
Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать внимание, реакцию.
3. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка», «Сорока», «Птички прилетали», "Села птичка на ладошку"
Цель: развитие мелкой и общей моторики пальцев рук дошкольников.
Исследовательская деятельность:
Наблюдение: за синицами, воробьями, голубями, воронами и галками. Рассматривание птичьих следов на снегу.
Трудовая деятельность:
- подкармливание птиц на кормушке каждый день;
- желающим детям предложить взять на себя ответственность за наполнение кормушки кормом с целью формирования умения подбирать корм с учетом того, какие птицы прилетают на участок;
- предложить детям рассказать, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололеда, поощрять стремление заботиться о птицах.
Совместная работа с родителями:
Рекомендации для домашнего чтения:
«Зимние гости» Ю. Никонова, «Берегите птиц» Т. Евдошенко, «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский, «Птичий год» В. Бианки.
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску; вместе покормить птиц)
- Рекомендации в изготовлении кормушек и книжек малышек.
- Конкурсы – книжки-малышки «Птицы», кормушки.
III этап: заключительный.
Результаты проекта :
1. Расширился кругозор детей по теме: «Зимующие птицы».
2. Многие дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Зимующие птицы» у детей развивалась связная речь, умение грамматически правильно строить предложение, отвечать на вопросы полным ответом.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц (не все птицы едят один и тот же корм)
5. У всех детей появилось заботливое, внимательное отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, не забывали брать корм и кормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес, значительно расширился кругозор знаний о зимующих птицах.
7. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
За время наблюдения к кормушкам прилетали:
Синицы – 20;
Воробьи – 4;
Голуби – 17;
Вороны – 4;
Галки – 6.
В результате проведенной работы дети узнали:
какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; как различить птиц по окраске; какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
• птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
• в ветреные дни птицы не прилетают;
• из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
• воробьи, голуби прилетают стайками, синицы - по 3 - 4, вороны – по одиночке;
• кормушку посетили 5 видов птиц;
• за время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.