Вера Кореева
Проект «Зимующие птицы» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимующие птицы» в старшей логопедической группе
Тип проекта: Эколого – познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта: среднесрочный (декабрь, январь, февраль).
Сроки реализации: с 04. 12. 2023г по 29. 02. 2024г.
По содержанию: интегрированный.
По количеству: групповой.
Участники: дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Введение: Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нем.
Воспитание любви и уважения к родному краю, умения правильно вести себя в природе, беречь ее, является важнейшей составляющей духовно - нравственного воспитания.
Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время.
Добиться успеха в решении этих задач только вербальными методами педагог не сможет. Необходимы активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема духовно - нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно в этот период
формирование понимания того, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
В холодное время года доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах своего родного края, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель: привлечения внимания детей к проблемам зимовки птиц, к проблеме защиты и сохранения окружающей среды.
Задачи проекта:
для детей: расширить знания детей о зимующих птицах,
- развивать интерес к процессу познания окружающего мира.
- формировать бережное, ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
для родителей: формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе;
- привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке;
- учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
для педагогов: пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
Ожидаемый результат:
для детей: имеют представление о зимующих птицах;
- понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них;
- умеют, совместно с родителями изготовить кормушку;
- знают, как и каким кормом подкармливать птиц;
- умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность;
- проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
для родителей: повысился уровень экологической воспитанности родителей;
- проявляют интерес к жизни детей в детском саду;
- оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ;
- проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
- активные участники проекта.
для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационно-подготовительный:
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Совместная деятельность детей.
- Специально организованная деятельность.
- Организация предметно – развивающей среды.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Целевые прогулки.
Содержание деятельности:
- Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; - подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций, фотографий;
- организация развивающей среды.
- Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
II этап – основной:
Основной этап:
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по ознакомлению детей о жизни птиц в зимний период.
Выполнение проекта проходит в трех направлениях:
- работа воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- работа с родителями.
Содержание деятельности:
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Работа с детьми:
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Юные натуралисты», «Ветеринарная лечебница», «В гостях у зимующих птиц».
Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях;
Рассматривание демонстрационного материала: Т. Шорыгина «Птицы какие они?
Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»
Дидактические игры:
«Четвертый лишний»,
«Узнай птицу по частям тела», «Помоги воробью»,
«Где чья тень», «Разрезные картинки зимующих птиц» (пазлы).
Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Угадай по описанию»;
Познавательное развитие:
ОД «Зимующие птицы»,
Познавательное развитие ФЭМП:
«Сосчитай птиц», «Найди, посчитай, выбери правильный ответ»,
«Маленькие – большие»;
Познавательно-исследовательская деятельность:
Исследовательская деятельность
- обследование и рассматривание перьев;
- называть части тела;
- окраску;
- чем питаются;
Речевое развитие:
Беседы: «Что мы знаем о зимующих птицах?», «Покормите птиц зимой»,
«Зимующие птицы нашего края»
Творческие рассказы на тему: «Составь рассказ по схеме», «Составь рассказ по картинкам»,
«Опиши птицу»(по мнемотаблице).
Чтение художественной литературы:
- Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, стихов, загадок;
- Г. Скребицкий «В зимнюю стужу», «Маленький лесовод»;
- В. Бианки «Синичкин календарь»:
- Ю. Никонов «Зимние гости»;
- И. Тургенев «Воробей»;
- М. Горький «Воробьишко»,
- Разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой»
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка», «Птенчики и кошка»;
Физкультминутка: «Снегирек», «Птички в гнездышках сидят»;
Артикуляционная гимнастика: «Зимующие птицы», «Дятел»;
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка», «Стайка», «Птички зимой;
Зрительная гимнастика: «Сова»;
Дыхательная гимнастика: «Ворона».
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: «Синичка»;
Аппликация: «Снегирь;
Лепка: «Птицы на кормушке»;
Конструирование: Конструирование из строительных материалов «Скворечник», «Кормушка для птиц» (Выкладывание из счетных палочек).
Деятельность на прогулке
Экскурсия по площадкам детского сада.
Наблюдения за птицами.
Наблюдение №1 «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер,
окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку.
Наблюдение №2 «Сколько ног у птиц и как они ходят?»
Цель: уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их
функциональном назначении: с помощью ног пернатые ходят по твердой
поверхности (дороге, крыше) сидят на ветках проводе, птицы передвигаются
по разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.
Наблюдение №3 «Птичьи следы на снегу»
Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умения определять птиц, по их следам (размер «крестиков», характер «цепочки», читать по следам события («цепочка оборвалась - значит, птица взлетела;
«крестиков» много, и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом месте ит. п);
уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем
снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов
не видно.
Наблюдение №4 «Какие птицы кормятся на кормушке?»
Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни
уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схватив корм,
улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
Наблюдение № 5 «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты. Птицы летают, потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать, не размахивая крыльями – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются. Садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
Труд – кормление птиц, очистка кормушек от снега.
Работа с родителями:
- беседы;
- консультации;
- информационно-наглядная агитация;
- изготовление кормушек.
3. этап Заключительный
Просмотр обобщающей презентации: «Птицы зимой.»
Развешивание кормушек на участке. Кормление птиц в течении всей зимы.
Изготовление дидактических игр по теме «Зимующие птицы»
Оформление папки – раскладушки «Зимующие птицы».
В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки. Воробьи прилетают стайками, голуби и вороны – по одиночки.
Кормушку посетили 3 вида птиц;
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Литература:
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж 2007г.
- М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова Комплексные занятия по программе / авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. – М. :
Мозайка – Синтез, 2004.
- Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Москва МОЗАЙКА-СИНТЕЗ
- Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя Сюжетно-дидактические игры для дошкольников. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014.
- Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ Творческий Центр СФЕРА Москва 2010.