Марина Валерьевна Каюшникова
Конспект итоговой НОД в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень освоения детьми образовательной программы ДОУ по теме птицы, оценить динамику развития детей и скорректировать свои действия.
Задачи:
Познавательное развитие
закрепить представления детей о зимующих птицах
закрепить названия птиц
закрепить строение птиц, отличительные особенности птиц
уточнить знания детей о том, чем питаются птицы зимой
содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Речевое развитие
Публикация «Конспект итоговой НОД в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
закреплять умение составлять по опорным схемам простые и сложные предложения
совершенствовать навыки связной монологической речи, умение составлять рассказ по опорным схемам
развитие зрительного и слухового восприятия, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
Коррекционная работа: следить за автоматизацией поставленных логопедом звуков.
Художественно-эстетическое развитие
содействовать эмоциональному общению детей
развивать способность наблюдать
Словарная работа: активизация слов по теме «Зимующие птицы».
Предварительная работа:
чтение художественной и познавательной литературы
рассматривание иллюстраций в книге «Мир птиц»
наблюдения на прогулке за птицами, прилетающие на кормушку
беседы и рассказ воспитателя по данной теме
дидактические игры «Отгадай, кто прилетел», «Собери картинку», «Геометрическая мозаика», чтение загадок о птицах
Материалы и оборудования: ноутбук, экран, проектор. Мнемотаблица «Строение птиц», «Зима». Магнитная доска, демонстрационные картинки птиц. Игрушка попугай. Конверты с разрезными картинками на каждого ребенка. Геометрическая мозаика на каждого ребенка. Птичка на палочке для зрительной гимнастики – на каждого ребенка. Простые карандаши на каждого ребенка. Листик с заданием – дорожки для письма («Накормим птиц») на каждого ребенка.
Методы и приемы: наглядный –мнемотаблицы; словесный метод – беседа, вопросы воспитателя, пояснения; игровой - настольная игра «Собери картинку», зрительная гимнастика «Птички»; пальчиковая гимнастика,. Практический метод - показ движение по тексту.
ХОД НОД:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:Дети давайте поздороваемся с гостями.
Здравствуйте,- слово, какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте, мы скажем этому дню,
Здравствуйте, скажем, мы всем и всему!
Воспитатель: Ребята, к нам прилетел попугай, его зовут Кеша. Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и о наших птицах. Кеша, хочет познакомиться с ними. Ребята мы ему поможем?Для начала расскажем нашему новому другу, какая у нас зима, во что мы играем зимой. Какая у нас погода, ведь у него в Африке всегда лето и очень жарко. В этом нам помогут карточки схемы. Кто хочет рассказать о зиме?
Рассказ о зиме по мнемотаблице.
Воспитатель: Сколько месяцев длиться зима? Назовите зимние месяцы?
-А вы хотели бы, чтобы зима была всегда? (Да)
- Вот представьте: если не будет светить солнце, то не согреется земля, не появятся растения, нечем будет питаться насекомым, птицам. Наступит вечная мерзлота. Погибнет всё живое.
- Птицам тоже не понравится вечная зима. Птицам холодно зимой?
- Многие птицы от нас улетели в теплые края?
- Какие это птицы? Как мы их называем (перелетные).
-Назовите перелетных птиц. (Ласточка, грач, утка, журавль, лебедь)
- Какие птицы остались с нами зимовать? (зимующие).
- Назовите зимующих птиц. (Сорока ворона, воробей, синичка, голубь, дятел)
- А как называют птиц, которые к нам прилетают зимовать. Кочующие птицы. Назовем их. (снегири, свиристели, клесты)
-Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (Выслушайте любые предположения ребенка)
-Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда.
-Что едят птицы, которые от нас улетели? (Насекомых)
-Есть ли насекомые зимой?
-Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? (Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых) Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны.
-А чем питаются зимующие птицы (Они питаются шишками, ягодами, семенами)
- Много птиц на свете, все они очень разные по цвету по размеру. Но у них есть и общие признаки. Какие? Назовем их, и снова нам в этом поможет умная схема. Кто хочет рассказать что есть у всех птиц?
Рассказ о птице по схеме
Воспитатель: Еще раз все вместе повторим,чем птицы похожи друг на друга. (клюв, 2 крыла, перья, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, птица откладывает яйца в гнездо, вылупляются птенцы и улетают)
- Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)
- Возьмите на столе конверты соберите из геометрических фигур птичку
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Молодцы, ну а теперь мы расскажем Кеше о знакомых нам птицах.
Игра «Угадай, кто к нам прилетел»
Карточка 1
Штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и длинный похож на стамеску. Очень длинный язык. Сильный хвост он упирается на него когда долбит деревья. Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук (Дятел)
Карточка 2
Это птица хищница. У нее большая голова и очень большие глаза, крючкообразный клюв, острые когти на лапах. Летает ночью, днем сидит в дупле. Питаются грызунами, небольшими птицами, насекомыми. (Сова)
Карточка 3
Эта птица похожа размером на воробьев, у нее маленький клюв. Любят есть семена подсолнечника и лакомиться несоленым салом. Мы можем узнать ее среди других птиц по желтенькому «фартуку» (Синичка)
Карточка 4
Прилетают к нам с Севера. У нее черная шапочка и красная грудка. Клюв толстый и короткий. Питается ягодами, семенами, частично насекомыми. (Снегирь)
Карточка 5
В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях вьют теплые гнезда. Нарядные перышки,клюв похож на крестик или щипцы. и кормит птенцов еловой кашей. (Клест)
Карточка 6. Это- крупная птицы. Оперение у сорок синевато-черное, а бока – белые. Они могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко в городе, поближе к людей. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Зимой сороки почему-то ведут себя тихо. Любят яркие предметы. Свои гнезда устраивают на высоких деревьях из веток, земли и глины. (Сорока)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас соберем птицу из частей. Возьмите конверты и достаньте все, что там внутри. Соберите на столе птицу из частей.
Игра «Составь из частей целое»
Игра проводится с разрезными картинками.
Воспитатель: Теперь проверяем. Вы все правильно сделали.
Воспитатель спрашивает каждого ребенка
- Это чей хвост (Это хвост сороки)
- Это чей нос? (Это нос дятла)
-Это чье крыло? (Это крыло воробья – воробьиное крыло).
- Это чья голова? (Это голова вороны – воронья голова)
Воспитатель:А сейчас мы поиграем в интересную игру.
Игра называется «Угадай, кто улетел»
На фланелеграф выставляются картинки с изображением птиц. Дети внимательно их рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка, Дети отвечают, какая птица улетела.
Игра «Кто улетел»
Воспитатель: А теперь сделаем зарядку для глаз. Возьмите в правую руку палочку с птичкой.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем птичек мы считать.
Глазки к небу поднимаем,
Взглядом птичек провожаем.
Вот сорока полетела,
Посмотрели глазки влево.
Там ворона пролетала,
Посмотрели глазки вправо.
Вверх взлетает ловкий стриж,
А за ним веселый чиж.
Посмотрели глазки вниз,
Села галка на карниз.
Вверх и вниз, и влево – вправо,
Сколько птиц тут пролетало?
Будем глазки закрывать,
Вспоминать и всех считать.
Раз – сорока, два – ворона,
Галка – три, четыре – стриж,
Ну, а пять – веселый чиж.
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать.
Воспитатель: Молодцы, поставьте птичек в стаканчик и посмотрите внимательно на экран и скажите кто на картинке лишний.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Все мы рассказали, все мы показали о птицах Кеше. Но кое-что мы с вами забыли. Ребята, скажите мне, что для птиц страшнее: холод или голод?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Так что мы забыли сделать? Да правильно мы не рассказали Кеше, как мы помогаем птицам. Чем мы их подкармливаем? Что любят птицы?
- Давайте, ребята составим меню для наших пернатых друзей. А для начала сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Мы кормушку смастерили, Удары кулачками друг о друга сверху
Мы столовую открыли… Раскрыть ладошки.
В гости в первый день недели Поочередно загибать пальцы на обеих
К нам синицы прилетели. руках, начиная с большого пальца
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог Хлопки в ладоши чередовать с
Прилетело семь сорок ударами о колени.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель.. Возьмите на столе карточки и проведите по линиям от птицы к тому что она любит. А потом мы проверим.
Игра «Птичья столовая»
Воробья — зернами и хлебными крошками
Синицу — салом, зернами
Снегиря — рябиной, семенами растений
Свиристеля - семечками, ягодами рябины
Голубя — пшеном
Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог
Дятлы – кедровые орешки, арбузные семечки, дынные семечки
Свиристели – просо и пшено
Поползни- кедровые шишки, арбузные и дынные семечки
Воспитатель: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
Физминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Вот под елочкой зеленой Дети прыгают на месте на двух ногах.
Скачут весело вороны
Кр-кар-кар- Хлопки в ладоши над головой.
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали.
В лесу темно, Дети стоят, руки под щеку (спят).
Все спят давно.
Одна сова не спит Дети делают взмахи руками.
Летит и кричит
Совушка, сова Дети изображают большой круг руками.
Большая голова
На суку сидит Дети приседают, делают повороты головой,
Головой вертит,вправо,влево
Во все стороны глядит.
Да вдруг как полетит. Дети встают, делают взмахи руками, бег на месте.
Воспитатель: Давайте спросим у Кеше: «Понравилось ему у нас в гостях?Он говорит, да понравилось, но оставаться он у нас не хочет. Он возвращается в Африку. Передай привет нашим перелетным птицам, скажи им, что пора возвращаться им домой.
III. Итог занятия.
Воспитатель:О ком мы с вами говорили? Что вам больше всего понравилось сегодня?